Интервью Медведева – старт кампании на должность президента
Пресс-конференция председателя правительства России Дмитрия Медведева вызвала неоднозначные оценки у наблюдателей. Новый формат общения с привлечением двух десятков телеканалов, акцент на молодежную аудиторию, внешнеполитические сюжеты, затронутые премьером, говорят об очередной попытке Медведева обновить привычный образ главного сторонника прогрессивных ценностей. Удалось ему это или нет – покажет время.
Премьер-министр попытался продемонстрировать свою политическую гибкость, считает руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов.
Вопросы, поднятые в ходе пресс-конференции премьер-министра Дмитрия Медведева, можно разделить на четыре основные группы. К первой относятся экономические вопросы, тем более что председатель правительства в большей степени, чем кто ли бы другой, отвечает за экономическую политику государства. Второй блок вопросов – политический, третий – социальный, а к четвертому можно отнести вопросы, носящие личный характер, в основном их задавали участники мероприятия из числа молодежи.
Дмитрий Медведев не мог не подчеркнуть плюсы проводимой его кабинетом экономической политики: низкая инфляция (3,8% – один из самых низких показателей за всю историю современной России) и невысокая безработица (5% в сравнении с ведущими экономиками мира – это действительно не очень много). Остановился премьер и на проблемах: ожидаемый рост ВВП в 1,2-1,5% – не самый высокий, ниже, чем во многих странах, в то время как денежные доходы населения снижались последние несколько лет, и в этом году их падение удалось хотя бы остановить, в следующем году председатель правительства пообещал их небольшой рост.
Важное внимание Дмитрий Медведев уделил государственно-частному партнерству (ГЧП), и это правильно, когда 20% государственных инвестиций складываются с 80% частных, что может подтолкнуть развитие экономики в стране, к тому же на это выделяются средства из Фонда национального благосостояния, вопрос только в том, кто и как будет ими распоряжаться.
В сфере социальной политики Медведев сделал акцент на перераспределение большей части социальных расходов государства путем выбора нескольких социальных групп, в первую очередь, многодетных семей и инвалидов. Премьер отнес такой подход к плюсам социальной политики, но у нас в стране есть много других социальных групп, которые также не меньше нуждаются в помощи. Было сказано несколько слов и о повышении пенсий, но эта тема настолько болезненна, что некоторый позитив премьер-министра скорее сыграет в негатив, возможно, эту тему вообще не стоило затрагивать.
Много говорилось и о внешней политике, хотя это относится к прерогативе президента Российской Федерации. Дмитрий Медведев упомянул проблемы во взаимоотношениях с Беларусью, хотя попытался как-то успокоить другую сторону, продемонстрировав позитивное свое к ней отношение, несмотря на последние не очень лицеприятные высказывания президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в его адрес. Премьер-министр достаточно положительно высказался об Украине и ее президенте Владимире Зеленском.
Это говорит о том, что Дмитрий Медведев начинает выходить за рамки своих полномочий и давать ориентиры о своих будущих политических намерениях. Очевидно, что пресс-конференция Дмитрия Медведева – начало его избирательной кампании на должность президента России, поэтому он и затронул внешнюю политику – сферу, относящуюся к ведению главы государства.
Премьер попытался в рамках пресс-конференции угодить всем, продемонстрировал свою политическую гибкость, но удастся ли ему следовать ей и в дальнейшем – большой вопрос. Дмитрий Медведев не станет своим тем, кто ему чужд, рискуя при этом потерять голоса своих сторонников. Характерный пример этого подхода в рамках пресс-конференции случился, когда на вопрос о противоречивом законопроекте о домашнем насилии, премьер не ответил ничего по существу, попытавшись угодить и нашим и вашим.