Александр Брод: суды недооценивают опасность фальсификаций
В минувшую пятницу трех членов избиркома 384-го участка Красноярска признали виновными в фальсификации выборов в горсовет. Осужденные публично извинились перед жителями города.
Однако мягкость наказания (все виновные получили условные сроки) вызвала недоумение у многих представителей экспертного сообщества.
Ситуацию прокомментировал член СПЧ, сопредседатель Ассоциации «Гражданский контроль» Александр Брод.
Как сообщили СМИ, Свердловский районный суд Красноярска признал виновными трех членов УИК №384 в фальсификации итогов голосования по выборам в местный городской совет. Установлено, что они подделали подписи в 8 бюллетенях за якобы досрочно проголосовавших избирателей, вбросили более 60 бюллетеней за одного из кандидатов.
Члены комиссии признали свою вину и накануне судебного заседания извинились перед красноярцами за содеянное через муниципальную газету: «Мы совершили деяние, в котором очень раскаиваемся, так как своими действиями подорвали веру в честность выборов у граждан».
Обвинение настаивало на лишении свободы сроком на полтора года, но суд назначил фальсификаторам условные сроки наказания (18, 12 и 9 месяцев), осужденным запретили работать в избирательных комиссиях.
Отрадно, что в день голосования жительница Красноярска проявила гражданскую активность. Придя на свой избирательный участок в гимназию №14, изумилась, узнав, что якобы уже проголосовала досрочно, не стала молчать, а позвонила на «горячую линию» горизбиркома. Звонок не был «замылен». Было привлечено внимание следственных органов, началась проверка, а затем было возбуждено уголовное дело, которое дошло до суда и имело широкий общественный резонанс. Это само по себе важно и имеет серьезный воспитательный эффект для предотвращения будущих возможных фальсификаций. Как говорится, шило в мешке не утаишь.
Отмечу, что эксперты и общественники считают приговор излишне мягким. И вообще судебная практика по подобным делам хромает. В СМИ мне попалась информация о том, что в 2018 году по всей стране было возбуждено порядка 20 уголовных дел за фальсификации на выборах. Большинство подобных дел были прекращены, в ряде случаев обвиняемым назначены штрафы. Складывается впечатление, что суды недооценивают общественную опасность подобных преступлений, а обвиняемыми зачастую оказываются рядовые члены комиссий, которые наверняка лишь выполняют указания начальства и кураторов из числа местных чиновников и политиков. Подводная часть айсберга по-прежнему не видна.