Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП
25.12.2019

Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах

 

Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП Татьяна Лушникова – с оценкой перехода регионов на мажоритарную систему выборов в городские думы.

2020 год – год электоральных экспериментов и нащупывания оптимальной конфигурации важнейшей федеральной вехи – выборов в Госдуму РФ 2021 года. На региональном уровне законодательно закреплена смешанная система выборов в законодательные собрания субъектов РФ. Исключение сделано только для городов федерального значения, и менять эту установку под ближайшие выборы нецелесообразно. А вот примерить разные схемы на крупных муниципальных выборах – это закон позволяет, для этого достаточно внести изменения в устав муниципального образования.

Около 5 лет назад появился такой вид формирования представительных органов региональных центров, как избрание депутатов по районам города и дальнейшее их делегирование на городской уровень. Это позволило уменьшить одномандатные округа, которые в некоторых муниципальных образованиях были не меньше региональных, и снизить влияние таких одномандатников на территориях. Однако повсеместного распространения такая схема не получила, а некоторые административные центры после опробирования вернулись к старой смешанной системе избрания.

Наличие в структуре выборов «списочной» части точно выгодно партии власти. Во-первых, несмотря на существенные колебания рейтинга «Единой России», никакая из существующих в стране партий не приближается к ней по количеству сторонников. Во-вторых, использующаяся система распределения мандатов выгодна получившей большинство партии. Есть плюсы и в ходе избирательной кампании – достаточно продвигать бренд, не заостряясь на конкретных персоналиях, и кампании одномандатников поневоле «тянут» партийную агитацию. На федеральном уровне списки обеспечивают наличие в законодательном органе нужных системе людей, не публичных или не желающих идти «в бой» по одномандатным округам.

Выборы в Московскую городскую думу этого года показали, что общество стало более чутким к «привнесенным» обстоятельствам, что раскачать протестную деятельность сейчас стало намного легче, и тогда предсказуемость результатов выборов существенно снижается. Да, не везде есть активные и харизматичные лидеры с хорошим финансированием, но катализатором протестных настроений может стать и стихийное бедствие, и техногенная катастрофа, да и менее значимое событие регионального/городского уровня. На уровне страны идти на такой риск опасно.

В связи с этим, думаю, что переход некоторых административных центров на полностью мажоритарную систему выборов – это активный мониторинг слабых мест в регионах и поиск действительно значимых для местных жителей проблем, с обозначением или решением которых власть может идти на выборы в Государственную думу РФ в 2021 году.

Ранее опубликовано на: https://davydov.in/vybory-2019/tatyana-lushnikova-moskva-perexod-nekotoryx-administrativnyx-centrov-na-polnostyu-mazhoritarnuyu-sistemu-vyborov-eto-aktivnyj-monitoring-slabyx-mest-v-regionax/

Partii-kollazh Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах
banner-cik-min Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах
banner-rfsv-min Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах
expert-min-2 Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах
partners 6
eac_NW-min Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах
insomar-min-3 Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах
indexlc-logo-min Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах
rapc-banner Отказ от партсписков - мониторинг слабых мест в регионах