Старые подходы не сформируют новую национальную элиту
Вслед за выступлением перед Федеральным собранием, в ходе которого Владимир Путин озвучил идею о «национализации элит», президент внес на рассмотрение Госдумы проект поправок в ст. 71 Конституции России. Ожидается, что в своей новой редакции статья установит для граждан, желающих занять государственные или муниципальные должности, «ограничения, связанные с наличием гражданства иностранного государства либо вида на жительство». Прежде всего, это должно коснуться региональных руководителей, судей, депутатов, федеральных министров. Согласно последним сообщениям, новые поправки также могут быть распространены на дипломатов и руководство госкорпораций.
Чтобы экономические и политические элиты оставались в России и не смотрели на Запад, необходимо менять инструментарий, считает политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Владимир Перевозчиков.
Решение о формировании национально ориентированных элит, в том числе с помощью расширения списка должностей, которые не смогут занимать лица с иностранным гражданством или видом на жительство, это палка о двух концах. С одной стороны, нашим элитам предлагается осознать, где их настоящая родина, но с другой, мы все прекрасно понимаем, что если возникнет необходимость уехать за границу, люди уедут, в не зависимости от того, есть у них иностранное гражданство или нет.
Необходимо менять инструментарий: чтобы экономические и политические элиты оставались в России и не смотрели на Запад. Бесполезно запрещать: если элиты решат уехать, то одним, либо другим путем они все равно смогут получить иностранный паспорт. Для российских бизнесменов, политиков и чиновников двойное гражданство – это мостик на Запад в силу их неуверенности в стабильности той системы координат, которая в нашей стране часто меняется. Может быть, стоит не менять правила, не перетасовывать какое-то время систему для большей ее устойчивости и уверенности в своем российском будущем у основных ее акторов?
Запретительные меры носят скорее пропагандистский характер, потому что элиты и так получают негласные указания относительно того, куда можно совершать поездки, а куда нежелательно, существует и система проверки наличия второго гражданства. Процесс формирования национально ориентированной элиты – благо для любой страны, но не следует его осуществлять при помощи инструментов тридцатилетней давности. На мой взгляд, выбор подходов обусловлен поколенческой проблемой: сегодня у власти находятся наши бабушки и дедушки, а у нынешних 20-ти 40-летних нет таких проблем восприятия реальности, как у более старшего поколения, с ними прежние методы уже не действуют.