Оскорбления с «особо отягчающими»
Президент России Владимир Путин в среду, 29 января, подписал Указ по отставке главы Чувашии Михаила Игнатьева. Причиной стала «потеря доверия» со стороны президента. Ранее Игнатьев был замешан в нескольких скандалах. Увольнение Игнатьева побудило Госдуму начать обсуждение закона, который бы обозначал ответственность за оскорбление народа со стороны власти. Многие депутаты выступают за введение конкретных правил и норм, которые бы помогли контролировать превышение полномочий в этой сфере.
Политтехнолог, представитель АПЭК в Новгородской области, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский прокомментировал ситуацию вокруг закона и рассказал, на что нужно обратить внимание законотворцам в первую очередь.
Насколько я знаю, как практикующий политтехнолог, от своих клиентов, достаточно давно рассматривается вопрос о каком-то особом наказании за оскорбление населения или отдельных его представителей от высокопоставленных чиновников. Увольнение главы Чувашии в данном случае не являлось каким-то запускающим фактором, может быть, скорее, подтверждением.
Однако к новому закону нужно подходить основательно, ведь наказание за оскорбление уже давно прописано. Действующая система законодательства полностью отвечает потребностям общества, нужно лишь немного ее доработать, но не переделывать.
С другой стороны, если мы говорим о законопроектной работе в системе законодательства, то здесь надо развивать правоприменительную практику. Есть законодательство об оскорблении, когда люди просто оскорбляют друг друга, есть за это ответственность в системе законодательства РФ. Как мне кажется, может быть, нужно внести отягчающее обстоятельство. Делать отдельный закон, как у нас любят некоторые депутаты: «а давайте жестко ограничим», — наверное, так не стоит. Я бы назвал эффективным развитие правоприменительной практики с точки зрения действующей системы законодательства.
Отстранение от должности Игнатьева — правильная в таком случае мера, которая полностью отвечает и запросу общества, и букве закона. У высокопоставленных чиновников есть несколько уровней ответственности, и нужно нести ответ по каждому.
Вот так и нужно поступать в подобных случаях. Помимо уголовно-административного законодательства у нас есть институт этических комиссий. И они также давали оценку по данному вопросу. Здесь, поскольку мы имеем дело с высокопоставленным чиновником, публичным политиком, его ответственность может подразделяться на несколько позиций. Одно дело — административная ответственность, допустим, за применение ненормативной лексики, то, что предусмотрено в действующей системе законодательства. А еще понятие публичной обструкции от товарищей по партии. Допустим, был он в партии, и, как говорили у нас в советские времена, партбилет на стол. Естественно, все это муссируется в тех же СМИ, соцсетях и может нанести справедливый удар по политической репутации чиновника, депутата или публичного деятеля. Как в данном случае было, — это нормальный процесс, который и должен происходить в таких случаях.
Ранее опубликовано на: https://inforeactor.ru/281614-gromskii-uvolnenie-glavy-chuvashii-podtverdilo-razrabotku-zakona-ob-oskorblenii-naroda