Когда Оля привлекательнее Лагани
Правительство Калмыкии ведет поиск потенциальных инвесторов для строительства нового порта Лагань на Каспийском море. По оценкам специалистов, стоимость проекта, о котором впервые заговорили еще в 1999 году, составляет более 41 млрд. рублей, при этом финансовая поддержка со стороны государства не предусмотрена.
Главный редактор «Акценты», политолог, эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин сомневается в реализации проекта нового каспийского порта Лагань в силу огромных финансовых масштабов, несопоставимых с потенциалом окружающих территорий.
Напомню, что о строительстве Лагани в 1999 году впервые заговорил тогдашний казахский президент Нурсултан Назарбаев, с тех пор о нем периодически вспоминают российские и казахские элиты.
Нынешний глава Калмыкии Бату Хасиков на прошлогоднем Каспийском экономическом форуме вновь поднял этот вопрос. Хотя очевидно, что строительство Лагани - слабая попытка властей Калмыкии перехватить инициативу по развитию логистики на Каспии.
Сейчас Каспийский регион – это узел геополитических противоречий и в то же время плацдарм для множества международных проектов. Мы видим проекты строительства новых портов на Каспии Азербайджаном, Туркменистаном, Ираном.
Естественно, чтобы не остаться в арьергарде этой международной конкуренции за Каспий, и российские губернаторы генерируют все новые проекты. Точнее, прожекты. Скажем, у Рамазана Абдулатипова это была идея Каспийского хаба в Махачкале, у Кирсанов Илюмжинова – идея строительства порта Лагань. Обе нереализованные до сих пор. И, похоже, нереализуемые из-за огромных финансовых масштабов, несопоставимых с потенциалом территорий.
Скажем, Каспийский хаб в Махачкале не нужен, поскольку некуда расширять имеющийся порт. Проще вложить ресурсы в расширение уже имеющегося в Астраханской области порта Оля, который тем самым оттягивает интерес и государства, и инвесторов от существующей лишь на бумаге Лагани.
Астраханская область солирует в этом вопросе, губернатор которой Игорь Бабушкин получил от Москвы карт-бланш. Достаточно сказать, что Астрахань может стать вторым регионом в России (после Ульяновской области), где появится портовая ОЭЗ.