Камчатский край и проблема конкурентного преимущества
В 2019 году Камчатский край включился в реализацию национального проекта «Международная кооперация и экспорт» в части федерального проекта «Экспорт продукции АПК», продемонстрировав объем экспорта продукции АПК в 128% к уровню плановых показателей. Помимо этого, в крае начал работу Центр поддержки экспорта, ориентированный на консультационную, информационно-аналитическую и организационную поддержку предприятиям малого и среднего бизнеса, заключивших при его содействии более 20 экспортных контрактов.
Если мы продаем продукцию более высокого уровня, после переработки, и за счет контрактов создаем у себя новые рабочие места, развиваем новые технологии, позволяющие нам быть конкурентоспособными на международном рынке, то это именно та цель, к которой следует стремиться, призывает политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Андрей Кудисов.
В любом случае, поддержка отечественного малого и среднего бизнеса – позитивный тренд, поскольку позволяет ему развиваться. Вопрос в другом: как мы хотим развиваться дальше – за счет внешних ресурсов или внутренних?
Упор на экспортоориентированность понятен: приток валюты, возможность за счет этого обновлять основные фонды, создавать новые рабочие места и т.д. С другой стороны, в текущей ситуации на международных рынках, когда терпит крах концепция мирового разделения труда, вопрос об импортозамещении становится все более актуальным. В России курс на импортозамещение был взят не от хорошей жизни, но исходя из понимания того, что в любой момент поставки импортных составляющих, необходимых для основного производства внутри страны, могут быть перекрыты, что приведет к краху многие планы по развитию государства и национальной экономики.
В экономическом плане уже ни для кого не секрет, что от глобализма мы вновь разбегаемся по своим национальным квартирам. Речь идет о том, что если мы хотим быть самодостаточным государством, то все из того, что мы сегодня закупаем за рубежом, кроме того, чего у нас нет в принципе, должно производиться внутри страны.
Это замечательно, что малый и средний бизнес Камчатки выходит на международные рынки, но вопрос - с чем? Если мы снова продаем сырье в виде рыбы, краба – это один разговор и не очень позитивный. Если мы продаем продукцию более высокого уровня, после переработки, и за счет контрактов создаем у себя новые рабочие места, развиваем новые технологии, позволяющие нам быть конкурентоспособными на международном рынке, то это именно та цель, к которой следует стремиться.
Выйти в море, наловить рыбы и там же в море ее перегрузить на судно под другим флагом – это одна история, другое дело, что нужно стремиться к тому, когда пойманная рыба будет сдана на отечественный рыбоперерабатывающий завод и потом уже продана за границу в виде продукта другого уровня. Пока что большинство наших рыбаков на Дальнем Востоке работают по первой схеме, даже не заходя в родной порт, переваливая продукцию в международных водах на суда других стран.
Необходимо анализировать рынок, подстраиваться под него, создавать производства по переработке ресурсов, которые есть у нас, и нет у других, чтобы выводить на рынки конечную продукцию. Следует в полной мере пользоваться своими конкурентными преимуществами, развивая экономику российских регионов и страны в целом.