Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП
28.04.2020

Весомые исторические традиции российского парламентаризма

 

27 апреля 2020 года исполнилось 114 лет российскому парламенту. День российского парламентаризма был учреждён 27 июня 2012 года, когда были внесены изменения в Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». По замыслу инициаторов поправок в закон, установление новой памятной даты России «призвано способствовать привлечению внимания широких слоёв населения к деятельности Федерального Собрания РФ и законодательных органов государственной власти субъектов РФ, популяризации этой деятельности». В качестве даты празднования выбрано 27 апреля, поскольку в этот день (по старому стилю) в 1906 году начала работу Государственная дума Российской империи, ставшая нижней палатой парламента, верхней палатой которого был Государственный совет.

Российский парламентаризм жив и продолжает свое развитие, носящее поступательный характер, констатирует заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов.

Представительной власти в России значительно больше лет, чем отмечаемая нами в этом году дата, посвященная 114 годам российского парламентаризма и приуроченная к созыву первой дореволюционной Государственной думы в 1906 году.

Мы знаем, как гордятся историей своего парламента англичане, ведущие его историю с XIII века, как с ними спорят исландцы, заявляющие, что их всенародное собрание «альтинг» имел место еще в IX веке. В этом смысле Россия также имеет значительные традиции представительной власти: вечевая демократия Древнерусского периода, развитая представительная система Новгородской и Псковской республик XIII-XV веков, Земский собор, существовавший на протяжении 150 лет и представлявший интересы разных сословных групп населения страны за исключением лично зависимых крестьян. Фактически все решения, которые принимались с середины XVI и до конца XVII веков – объявление войны и заключение мира, объединение России и Украины, избрание всех царей от Ивана Грозного до Петра Великого – осуществлялись Земским собором. В этом смысле это важная веха в развитии российской представительной власти.

Точно также мы можем сказать о существовании земств как представительных органов местного самоуправления в рамках первой земской реформы Ивана Грозного, второй земской реформы Александра II, о существовании городского самоуправления в виде формировавшихся Петром Великим магистратов, о дворянском самоуправлении, вводимого в рамках конкретного сословия Екатериной II, когда дворянские собрания имели право выбора и назначения значительного числа чиновников.

Формирование в 1906 году двухпалатного парламента – Государственной думы и Государственного совета – стало важным этапом в развитии страны, положившим конец самодержавию и сформировавшим новые политические институты. Первая и Вторая думы были распущены царем, но нельзя не учитывать позитивный вклад института Госдумы в развитие страны как в мирное, так и в военное время. Нужно учитывать и определенный деструктивный момент, также связанный с деятельностью думцев и вылившийся в кризис государственности и Февральскую революцию 1917 года. В тот период у депутатов Госдумы был достаточно узкий коридор для маневра и большое желание реформировать страну на справедливых основах, но, к сожалению, этот процесс завершился безуспешно.

Хотелось бы подчеркнуть, что именно в России, если мы говорим о государстве в целом, в 1917 году, впервые в мире, женщины получили право избирать и быть избранными в органы законодательной власти, сначала это были выборы в Учредительное собрание, а в 1918 году в советы. Именно в России была ликвидирована цензовая система, исключающая из избирательного процесса отдельные группы населения. Как известно, в выборах в советские органы власти могли принимать участие все граждане страны без каких-либо ограничений, в то время как в целом ряде стран еще существовали экономические, этнические, конфессиональные, расовые и другие виды цензов. Для сравнения в США афроамериканцев стали допускать до участия в выборах после Гражданской войны XIX века, но реально они получили избирательные права только в 60-е годы XX века.

Советский парламент, конечно, имел существенные отличия от образцов западного парламентаризма, например, безальтернативные выборы, в то же самое время, обладая целым рядом особенностей, среди которых выделяется высокая степень репрезентативности с точки зрения представительства различных слоев и социальных групп населения. Вспоминая слова Барака Обамы, с гордостью заметившего, что, наконец, первый мусульманин был избран в американский Конгресс, можно отметить, что такой проблемы в системе советского парламентаризма не существовало, так как он более равномерно представлял интересы разных социальных групп, хотя и в значительной степени был отодвинут партийными структурами от реальных рычагов управления. Но считать, что система советов носила вторичный характер, не стоит, в период развитого СССР они играли существенную роль в системе коммуникаций между властью и обществом, заодно являясь важным инструментом рекрутинга в советскую номенклатуру. Система советов сыграла важную роль как в революционное время, так и на этапе перестройки в процессе трансформации политической системы страны.

Современный российский парламент унаследовал значительную, великую, славную историю взлетов и падений, и в его стенах продолжают развиваться традиции парламентаризма. Конечно, существуют определенные проблемы, но российский парламент продолжает занимать свое важное место в политической системе страны, которое становится все весомее. Конституционные преобразования, которые имеют место в настоящее время, также существенным образом увеличивают полномочия как Государственной думы, так и Совета Федерации. В этом смысле наше парламентское строительство еще не завершено, процесс его наладки и оптимизации деятельности продолжается, вырабатываются новые интересные нормы и практики, что свидетельствует о том, что российский парламентаризм жив и продолжает свое развитие, носящее поступательный характер.

gosduma parlam

 
Партнеры
politgen-min-6 Весомые исторические традиции российского парламентаризма
banner-cik-min Весомые исторические традиции российского парламентаризма
banner-rfsv-min Весомые исторические традиции российского парламентаризма
expert-min-2 Весомые исторические традиции российского парламентаризма
partners 6
eac_NW-min Весомые исторические традиции российского парламентаризма
insomar-min-3 Весомые исторические традиции российского парламентаризма
indexlc-logo-min Весомые исторические традиции российского парламентаризма
rapc-banner Весомые исторические традиции российского парламентаризма