Когда дистанционное образование хорошо, а когда не очень
Многие дисциплины, преподаваемые в отечественных вузах, останутся в онлайн-формате после снятия ограничений из-за коронавируса, считает ректор Санкт-Петербургского политехнического университета (СПбПУ) Андрей Рудской. По его мнению, дистанционный формат позволяет за короткое время дать студентам большой объем информации, а также поможет учащимся вузов активнее практиковаться и работать, в то время как преподаватели получат свободное время для занятия научно-исследовательской деятельностью. Вместе с тем министр просвещения Сергей Кравцов признал неготовность школ к дистанционному обучению. Ранее глава Минобрнауки Валерий Фальков допустил, что новый учебный год в российских вузах, возможно, придется начать в дистанционном режиме.
Преподаватель Московской духовной академии, эксперт Центра ПРИСП Ольга Ежкова считает поспешными разговоры о полном переходе на систему дистанционного образования в вузах.
Из опыта общения со студентами одного из немецких университетов, внедрившего прекрасные образцы дистанционного образования, и на выходе дающего хорошие кадры социальных педагогов, чего нельзя сказать о физиках-теоретиках, замечу, что существует целый ряд специальностей, при которых дистанционное обучение почти невозможно. Я имею личный опыт дистанционного преподавания учителям, в таком формате их можно научить чему угодно, только общаться с живыми детьми они не смогут.
Когда мы рассуждаем о дистанционном образовании, нужно помнить, что образование всегда прикладывается к определенной личности, среди которых есть интроверты и экстраверты. Например, Жан-Жак Руссо не любил заниматься с преподавателями, так как в силу своего флегматичного характера не успевал за мыслью учителя, в чем стеснялся признаться, зато занимаясь самостоятельно, в удобном для себя режиме, вполне комфортно себя чувствовал, превратившись с течением времени в одного из величайших философов-просветителей XVIII века. Все учащиеся разные: интроверт справится со всеми дистанционными заданиями, но степень усвоения им материала вызывает глубокое сомнение.
Жизненный опыт показывает, что первое высшее образование следует получать в очном формате, потому что, находясь в университете, вы многое черпаете из самой среды, от общения с преподавателями на лекциях и семинарах. Дистанционно хорошо повышать квалификацию, когда ты уже имеешь определенные знания и навыки, и тебе не хватает каких-то новых компетенций. Но это прикладное знание, тогда как системно обучить знанию предметов можно очень и очень поверхностно.
С одной стороны, дистанционное образование необходимо в наше время, потому что значительная часть студентов не могут системно учиться, так как они вынуждены работать, оплачивать образование и т.п. С другой, говорить о полном переходе на систему дистанционного образования, на мой взгляд, очень поспешно. Например, в Магаданскую область оптоволокно пришло только 3-4 года назад, и сегодня, с переходом на онлайн-обучение, по свидетельству магаданских педагогов, сети «легли», не выдержав нагрузки, на которую не были рассчитаны. При этом в отдельных районах области даже мобильная связь работает с перебоями.
Тезис о том, что дистанционное образование высвободит время преподавателя для научно-исследовательской работы – огромное заблуждение. Для подготовки к дистанционному уроку нужно подготовить презентацию, видео, все, что вы когда-то писали на доске, вам придется готовить заранее, что требует колоссального времени. Все мои коллеги, работающие в дистанционном формате обучения в системе высшего образования, не выходя из дома, кратно увеличили количество своего рабочего времени. Где здесь место для науки? Оказавшись перед необходимостью осваивать дистанционное образование, преподаватели оказались на войне, которая зачастую ведется за их счет, и они делают все от них зависящее, чтобы учебный процесс не остановился, а учащиеся продолжили получать качественные знания.
Удачный опыт, вынесенный из сегодняшней ситуации с дистанционным образованием, необходимо будет сохранять, распространять и использовать в дальнейшей работе, хотя никто не предоставит преподавателям рабочего времени для обмена этим опытом – только за счет своего личного времени и личных ресурсов. Более исполнительных людей, чем педагогические работники, не существует, они не посчитаются со своим личным временем, семейными проблемами и будут делать свою работу. Очень бы хотелось, чтобы усилия людей, создающих передовой опыт обучения в непростых условиях, были по достоинству оценены, а не приняты так, как будто это была их обязанность.