Политолог, эксперт Центра ПРИСП
04.05.2020

Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о мерах государственной поддержки бизнеса, рассчитывать на которую могут далеко не все в силу непродуманного характера условий помощи и длительности процедуры рассмотрения заявок.

6 мая правительство должно предоставить президенту отчет о результатах реализации мер, предпринятых для поддержки граждан и бизнеса в период эпидемии COVID-19. 

Согласно оценкам экспертов и аналитических центров, представителям кабинета министров будет сложно обрадовать главу государства.

Без поводов для оптимизма

Сотрудники Института экономики роста имени П. А. Столыпина установили, что мерами по поддержке бизнеса, запущенными в рамках первых двух пакетов, смогли воспользоваться 526 тысяч индивидуальных предпринимателей и предприятий. Общее количество занятых на соответствующих производствах – всего 5,3 млн. человек. Минэкономразвития сообщает о выделении на прямые и косвенные программы помощи бизнесу 2 трлн. рублей, Минфин – о 7,2 трлн. Однако, по данным Института Столыпина, в рамках их реализации успели потратить только 356,6 млрд., прочие средства планируют влить в экономику в течение ближайших 3-6 месяцев. Вопрос о том, будет ли эта помощь своевременной, остается открытым.

Опрос руководителей и собственников более 2300 малых и средних предприятий, проведенный аппаратом бизнес-омбудсмена Бориса Титова, показал, что свыше 56% респондентов были вынуждены приостановить работу своих производств. Более 63% респондентов сообщили о сокращении спроса на продукцию или услуги компаний на 50% и более. Около трети респондентов заявили о падении спроса более чем на 90%. 56% предпринимателей в качестве главной проблемы своей компании указали отсутствие средств на уплату заработной платы сотрудникам и сопутствующих налогов. При этом получить беспроцентные «зарплатные» кредиты смогли лишь 3,4% опрошенных. 13% получили от банков отказ, свыше 20% считают, что условия предоставления кредитов исключают для них возможность получения займа.

Опрос, проведенный Торгово-промышленной палатой РФ, также показал, что более 50% предпринимателей не могут воспользоваться программами господдержки.

Некоторые бизнесмены отмечают, что предварительные проверки предприятий носят многоступенчатый характер и потому занимают много времени. Количество требований, предъявляемых к компаниям, постоянно растет. Предприятие не должно иметь «недоимок» по налогам на сумму более 3 тысяч рублей. Игнорируется то, что зачастую незначительная задолженность у компании может отображаться просто в результате технической ошибки. Компании должны заранее отказываться от выплаты дивидендов, даже если собрание акционеров уже успело ее утвердить.

Из перечня фирм, которые могут рассчитывать на многие меры господдержки, автоматически исключаются организации, которые в начале «коронавирусного кризиса» были вынуждены уволить более 10% сотрудников. Согласно отзывам отдельных предпринимателей, из программ господдержки исключаются предприятия, среди акционеров которых присутствуют иностранные инвесторы. Поводом для критики со стороны бизнесменов стала и работа банков: хотя выдача «зарплатных» займов и обеспечена по большей части государственными гарантиями, кредиторы требуют дополнительного обеспечения, наличие которого необходимо подтвердить множеством справок.

Наметились сбои и в программе налоговых отсрочек для крупных предприятий, относящихся к особо пострадавшим отраслям. Бизнесмены пользуются этим инструментом крайне неохотно, поскольку государство готово предоставить им отсрочку лишь по налогам, срок уплаты которых уже наступил. В итоге для получения льготы компания должна предварительно просрочить уплату налогов, что подразумевает возможность наложения штрафов и начисления пени. Также задолженность по налогам может лишить предприятие возможности участвовать в тендерах и заключать госконтракты.

Новые меры поддержки

Правительство ищет способы налаживания работы уже запущенных программ помощи предпринимателям. Одновременно предпринимаются и новые меры поддержки бизнеса.

На минувшей неделе кабмин утвердил увеличение размера авансов по госконтрактам с 30% до 50%. Также на реализацию различных проектов, связанных с помощью предпринимателям, было выделено в общей сложности 60 млрд. рублей. Половину этой суммы получит Фонд защиты прав дольщиков, что должно создать дополнительный спрос на рынке жилищного строительства. Еще 12 млрд. будут напрямую направлены компаниям-застройщикам. 15 млрд. выделено Российскому фонду технологического развития. Он должен направить их компаниям, вовлеченным в процесс борьбы с эпидемией - производящим средства индивидуальной защиты, оборудование для диагностики и лечения коронавирусной инфекции, лекарства и медицинские изделия. Регионам выделили 2 млрд. рублей на пополнение резервов государственных микрофинансовых и региональных гарантийных организаций. Последние, как предполагается, помогут малым и средним предприятиям реструктуризировать долги и получить льготные микрозаймы. Наконец, около 580 млн. получат 9 субъектов федерации, участвующих в пилотной программе привлечения частных медицинских компаний к оказанию помощи пожилым людям на дому.

Чего хочет бизнес: предложения «рационализаторов»

Торгово-промышленная палата РФ, Опора России», «Деловая Россия» и Российский союз промышленников и предпринимателей совместно предложили государству комплекс экстренных мер по поддержке бизнеса. В него входят:
- расширение программы льготных кредитов для системообразующих предприятий;
- распространение программы беспроцентных «зарплатных» кредитов на все компании;
- субсидирование кредитов на модернизацию производства в размере ключевой ставки Центробанка;
- создание новых и расширение уже существующих льготных лизинговых программ;
- предоставление отсрочки на полгода по всем налогам и страховым взносам, кроме НДС;
- запуск налоговых каникул для компаний, чья выручка сократилась больше чем на 50%;
- продление периода действия режима единого налога на вмененный доход до 2024 года;
- ввод моратория на уплату обязательных фиксированных платежей по специальным налоговым режимам и налоговые выплаты для физических лиц, включая НДФЛ с заработных плат, не превышающих 5 МРОТ в месяц;
- снижение ставки НДС для торговых центров до 18% и предоставление ТЦ отсрочки на уплату НДС и налога на прибыль до февраля 2021 года;
- временное освобождение участников свободных экономических зон и других спецрежимов от ответственности при неисполнении обязательств, а работодателей – за задержку зарплат.

Борис Титов, выступая в качестве бизнес-омбудсмена и главы «Партии роста», призвал власти реализовать целый комплекс мер, призванных облегчить положение предпринимателей. Предложенная им программа включает в себя:
- предоставление большинству компаний права возобновить работу при условии выполнения санитарно-эпидемиологических норм;
- расширение перечня особо пострадавших отраслей;
- получение доступа к программам господдержки всеми компаниями, которые в марте-апреле лишились 30% или большей доли выручки, сохранив при этом более 90% сотрудников;
- снижение страховых платежей до 15% для работодателей, которые не пошли на увольнение сотрудников в период эпидемии;
- освобождение малых предприятий от налогов сроком на 3 года;
- ввод для торгово-развлекательных центров режима налоговых каникул на 6 месяцев и на тот же период – моратория на взимание платы по кредитам;
- причисление индивидуальных предпринимателей без наемных работников к самозанятым на период действия режима повышенной готовности;
- наделение бизнесменов правом отправлять работников в бессрочный отпуск с выплатой пособия не менее МРОТ в месяц;
- запрет на отключение коммунальных услуг для предприятий особо пострадавших отраслей до конца 2020 года, запрет на взыскание с них неустоек за неуплату коммунальных платежей и «заморозку» тарифов на электроэнергию до 2021 года;
- лишение банков права ухудшать кредитную историю коммерческих организаций, пострадавших из-за эпидемии;
- сокращение платежей банкам за эквайринг до 1%;
- разрешение участвовать в программе «зарплатных» кредитов компаниям, фискальный долг которых не превышает 20 тысяч рублей;
- ввод временного моратория на проведение проверок на предприятиях (за исключением санитарно-эпидемиологических).

Условная «программа Титова» также включает в себя предложение государству осуществить разовую выплату в размере двух МРОТ на взрослого и одного МРОТ на каждого ребенка в семье всем россиянам, получающим зарплату в размере ниже пяти МРОТ. Этот шаг призван стимулировать восстановление и рост потребительского спроса. Помимо прочего, бизнес-омбудсмен предлагает объявить амнистию для осужденных за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Ассоциация операторов фитнес-индустрии России обратилась к главе Роспотребнадзора Анне Поповой и первому заместителю министра спорта РФ Азату Кадырову с просьбой о предоставлении государством поддержки на период эпидемии и этапе снятия ограничений. Отрасль нуждается в субсидировании зарплат сотрудников, освобождении от налогов, арендных и коммунальных платежей на период «карантикул». Общий размер прямой поддержки фитнес-индустрии, необходимой для сохранения 90% рабочих мест, оценивается на уровне чуть более 40 млрд. рублей. Также у государства запрашивают выплату россиянам субсидии на физкультурно-оздоровительные и фитнес-услуги. В июле 2020 года гражданам РФ предлагается предоставить разовую субсидию на приобретение фитнес-услуг в размере половины МРОТ, а для работающих россиян компенсировать их оплату один раз в год в размере регионального МРОТ на каждого сотрудника организации. Безработным предлагают компенсировать оплату оздоровительных услуг один раз в год в размере половины МРОТ, не облагая ее НДФЛ и страховыми взносами. Выплату в данном случае предлагают проводить через фонд занятости населения.

Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов озвучил инициативу увеличить до одного года период рассрочки по возврату беспроцентных кредитов для компаний, принадлежащих к особо пострадавшим отраслям.

Руководство партии «Яблоко» выступило с идеей предоставления малым и средним предприятиям налоговых каникул до конца 2020 года.

Губернатор Краснодарского края Вениамин Кондратьев предложил кабмину перейти к признанию предприятий пострадавшими от эпидемии не по основному, а по фактическому виду деятельности. По данным Кондратьева, в силу разницы между содержанием официальной документации и реальными бизнес-практиками только в санаторно-курортной отрасли у 10% компаний не совпадают виды основной и фактической деятельности.

Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина призвала власти расширить механизмы прямой поддержки граждан и бизнеса. По мнению главы ЦБ, банки, вполне вероятно, не смогут справиться с ростом нагрузки, вызванным мерами борьбы с эпидемией.

Глава ВТБ Андрей Костин отстаивает необходимость увеличения объема затрат государства на поддержку населения и бизнеса с 2 трлн. до 6 трлн. рублей. Одновременно Костин призвал руководство ЦБ РФ предоставить российским банкам дешевую ликвидность для реализации антикризисных программ (строго в рамках целевого финансирования).

Эксперты Института Столыпина предлагают:
- на один год освободить от налогов предприятия МСП;
- провести налоговую амнистию;
- снизить платежи в социальные фонды до 15% для предприятий, выручка которых упала на 30%, и полностью освободить от их выплат на 6 месяцев компании, выручка которых сократилась более чем на 30%;
- выплатить сотрудникам частных фирм, чья заработная плата составляет менее пяти МРОТ, пособие в размере двух МРОТ;
- разрешить гражданам использовать 50% материнского капитала для оплаты текущих расходов;
- осуществить ежемесячные выплаты пенсионерам в размере 5 тысяч рублей.

Власти на перепутье

В целом становится очевидным, что бизнес, эксперты, представители системной оппозиции и банковского сектора солидарны в необходимости расширения программ поддержки бизнеса и существенного увеличения их финансирования. Предпринятые государством шаги расцениваются как недостаточные и недоступные для большинства бизнесменов, в том числе – в силу непродуманного характера условий помощи и длительности процедуры рассмотрения заявок. Предприниматели нуждаются в значительном сокращении фискального бремени и смягчении условий доступа к кредитам, малый и средний бизнес настаивает на предоставлении налоговых каникул вместо отсрочки и сокращении размера страховых платежей. Проблемным остается вопрос об оплате предприятиями услуг ЖКХ. Достаточно четко выражена и потребность в стимулирование потребительского спроса.

Воплощение в жизнь пожеланий бизнеса потребует от государства полного пересмотра своей макроэкономической политики. Что подразумевает, в том числе, необходимость существенных кадровых перестановок. Пойдет ли Кремль на столь рискованные шаги в условиях нарастающего кризиса, остается под вопросом. Политическое руководство в данный момент объективно не заинтересовано в обострении конфликтов между элитарными группами. И в то же время истеблишмент не может проигнорировать рост рисков в области экономики, который в ближайшей перспективе может обернуться уже политическим кризисом. В рамках которого ему придется вести диалог не только с «разгневанными горожанами», но и недовольными представителями бизнеса, включая собственников крупных предприятий.

Samozanatye-na_gore Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели

 

 

 
Партнеры
politgen-min-6 Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели
banner-cik-min Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели
banner-rfsv-min Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели
expert-min-2 Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели
partners 6
eac_NW-min Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели
insomar-min-3 Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели
indexlc-logo-min Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели
rapc-banner Господдержка бизнеса: чего хотят предприниматели