«Севера» не простят дистанционных подходов
Власти Архангельской области и Ненецкого автономного округа готовятся запустить процесс объединения регионов в единый субъект. Временно исполняющие обязанности губернаторов Архангельской области и НАО Александр Цыбульский и Юрий Бездудный планируют утвердить меморандум о намерении объединить регионы. Предполагается, что референдум по объединению пройдет уже в этом году.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Валерий Прохоров размышляет о том, есть ли смысл в объединении северных субъектов федерации.
Размышляя о запускаемом процессе объединения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в единый субъект, прежде всего, хочется понять, в какой логике действуют инициаторы этого процесса. Кажется естественным, что подобные инициативы должен сопровождать набор аргументов, выходящий за рамки примитивных рассуждений о возможном упрощении администрирования. Но этого не происходит.
О каких-то серьезных административно-территориальных изменениях имело бы смысл задуматься тогда, когда в стране появится четко сформулированная на смысловом уровне, экономически целесообразная, социально привлекательная, экологически безопасная и приземленная на специально подготовленную законодательную базу Арктическая стратегия. В этой стратегии должен быть дан внятный ответ на вопрос: остаются ли Севера обитаемыми, или же их переводят на вахтовый метод управления.
По моему глубокому убеждению, Севера не простят дистанционных подходов – для их качественного освоения нужен каркас, причем не только сугубо индустриально-экономический, но и социальный. На Северах могут и должны жить люди. Речь не идет о массовом заселении арктических территорий. Нужно просто создать нормальные условия для жизни в тех населенных пунктах, которые уже существуют в районах Крайнего Севера.
Как этого добиться?
Во-первых, нужно минимизировать естественный дискомфорт, обусловленный суровыми природными условиями. Изменить климат невозможно, но можно создать для людей экономически привлекательные условия существования, вернув для них фактор «длинного рубля». Это достигается введением льгот, как для жителей северных территорий, так и для северных регионов в целом. Льготы могут включать в себя особый порядок формирования доходной части бюджета, специальные режимы межбюджетных отношений, частичный возврат налогов для физических лиц, налоговые преференции для хозяйствующих субъектов и повышенный уровень экономической самостоятельности арктических регионов.
Во-вторых, нужно сформировать систему поддержки жизнедеятельности северных сообществ. Это целый комплекс мер социального порядка, включающих не только особые условия для функционирования систем образования, здравоохранения и культуры, но и специальное регулирование таких немаловажных для местного населения занятий, как охота и рыболовство.
Ключевым моментом при разработке Арктической стратегии является чёткое определение «северности» той или иной территории. Здесь во внимание должны приниматься не только экономические или географические факторы, но и культурные (связанные с особенностями жизненного уклада коренных жителей), экологические, а также вопросы государственного суверенитета и безопасности страны. С учетом этих факторов должно проводиться формирования набора северных льгот и расчет федеральных субсидий, направляемых на поддержку местных предприятий.
Имеет смысл рассмотреть возможность введения «поясного» районирования: чем выше в том или ином населенном пункте (или, как вариант, муниципальном образовании) суммарный уровень неблагоприятных факторов, тем весомее набор льгот для жителей и бизнеса и тем выше уровень автономности самоуправления данной территории.
Очевидно, что подобный набор мероприятий может вводиться и тестироваться при существующем административно-территориальном делении. А вот социально экономические последствия этого подхода, вполне возможно, сформируют несколько иные точки зрения на целесообразность сборки новых субъектов из старых простым сложением территорий. Скорее всего, потребуются принципиально другие подходы к самому принципу формирования административно-территориальных единиц в районах Крайнего Севера.