Регионы «полярности» и «северности»
Члены рабочей группы в Ненецком автономном округе по подготовке предложений по образованию в составе Российской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Архангельской области и НАО предложили рассмотреть вариант объединения трех регионов: Архангельской области, НАО и Республики Коми.
Эксперты Центра ПРИСП Валерий Прохоров и Максим Шанин – с разными точками зрения на возможность объединения регионов.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Валерий Прохоров:
Про вброс о включении Коми в состав нового Арктического макрорегиона (пресловутое "трешка лучше двушки" - Коми+АО+НАО). Я писал в одном из недавних текстов, как это можно было бы правильно сделать, и как делать категорически нельзя.
Нельзя создавать макрорегионы путем сложения советских административно-территориальных единиц. Нужно создать общепризнаваемые критерии "северности" и "полярности", в которых учитываются не только естественно-географические (климатические), но и геополитические, этнокультурные и где-то даже инфраструктурные факторы.
Нужно делать "поясное" объединение, где границы регионов будут проходить не вдоль рек или других природных объектов, а, скажем, вдоль изотерм, при этом в наиболее безлюдных местах, где не будет проблем с нарушением границ угодий или, например, сезонных миграций оленьих стад. В этом случае естественным образом можно решать вопросы региональных преференций и налогообложения: чем севернее (полярнее, "арктичнее"), тем больше льгот, меньше налогов для бизнеса и "длиннее рубль" для жителей.
Бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин:
Вообще-то предыстория всего обсуждаемого макрорегиона свидетельствует о том, как легко в нём перекраивались административные границы вплоть до совсем недавнего времени.
Кто-то скажет о волюнтаризме такого подхода, но смена взгляда на развитие территории вполне может предусматривать и изменение её внутреннего деления. Кроме того, если считать прежние границы проведёнными по каким-то сиюминутным поводам, понятным только для своего времени, то и тем более нет причины на них молиться. Насколько известно, никто не воевал и не вёл изнурительных переговоров для того, чтобы они к настоящему моменту выглядели именно так. А значит, и сейчас их можно изменить в соответствии с сегодняшними потребностями развития страны.
И совсем не обязательно вести речь о непременном объединении регионов целиком. Может быть, из рассматриваемых сейчас трёх административных единиц получится, например, две совершенно новых. А вот незыблемость внутренних границ, напротив, необходимо доказывать. Особенно в стране с такой сложной историей, как наша. И чрезмерно трепетное порой отношение к этому вопросу местных чиновников, хоть и по-своему понятно, но легко может стать препятствием для развития подведомственных им территорий.