«Правила игры» для самоизоляции – в рамки закона
По сообщениям СМИ, Совет Федерации планирует дать определение понятию самоизоляции, предусмотреть порядок установления такого режима и определить границы полномочий региональных властей в этом вопросе. В частности, назревшие изменения «правил игры» могут быть внесены в закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Режим самоизоляции связан с ограничением конституционного права на свободу передвижения, и поэтому любые меры на этот счет должны определяться законодательно, указывает управляющий партнер Консалтингового бюро Т&М, юрист Гарегин Митин.
Как правило, трудно предусмотреть возникновение всех чрезвычайных ситуации, в том числе и пандемии коронавируса или других опасных инфекций. В этом смысле «правила игры» в период какой-либо эпидемии по большей части должен устанавливать Роспотребнадзор в соответствии с рекомендациями Минздрава. Но базовые основы должны быть прописаны и в действующем законодательстве, чтобы у граждан было понимание того, с чем они сталкиваются.
В таком случае Роспотребнадзор будет вправе оперировать различными понятиями, которые уже будут раскрыты в законе. Особенно это важно для понятий, ограничивающих какие-либо конституционные права, в частности, режим самоизоляции связан с ограничением конституционного права на свободу передвижения, и поэтому любые меры на этот счет должны определяться законодательно.
Возможное недопонимание отдельных составляющих режима самоизоляции сегодня действительно представляет проблему. «Самоизоляция» – термин, который содержится не только в правовых актах, связанных с перечнем мер по предотвращению распространения инфекции, но и является одним из признаков различных психологических недугов, например, суицидального поведения, в контексте чего носит негативный оттенок. Напротив, в случае если мы говорим о самоизоляции в период пандемии, она предстает положительной мерой, призванной усилить профилактику заболевания.
Целесообразно, чтобы те понятия, которыми оперирует законодатель, устанавливая за них меру ответственности, и правоприменитель, вводящий различные режимы и определяющий перечень мер, необходимых для профилактики заболевания, были четко и ясно определены законодательно. Важно учитывать два момента. Во-первых, эти понятия связаны с ограничением конституционных прав граждан, которые могут быть ограничены только федеральным законом. Во-вторых, не должно быть разночтений при их применении и людей не привлекали к ответственности за то, что они не совершали, чтобы у граждан было четкое понимание того, что они могут делать, а что нет.