Путь мигранта
В Федерации мигрантов России выступили против остановки программы «Моя улица» до конца года. Ранее стало известно, что власти Москвы решили отказаться от благоустройства города в текущем году. Так, президент организации Вадим Коженов заявил, что «это очень печально, потому что мы последовательно выступаем за то, чтобы наоборот прямо сейчас максимально возобновить все проекты, в которых могут быть задействованы мигранты».
По мнению руководителя Центра урегулирования социальных конфликтов, председателя Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперта Центра ПРИСП Олега Иванова, трудовые мигранты в столичном регионе оказались не в худшем положении во время сезона карантина.
С одной стороны, мигранты находятся сейчас в довольно тяжелом положении: в связи с приостановлением деятельности большинства организаций многие из них потеряли работу. И если раньше мигранты в случае потери работы или нежелании продолжать жизнь в России могли просто вернуться домой, то сейчас такой возможности у них нет: все границы закрыты, авиа- и железнодорожные рейсы отменены, и найти здесь новую работу в сложившихся условиях мигрантам сложно.
С другой стороны, власти Москвы и Подмосковья первым делом смягчили карантин в тех сферах, в которых наиболее заняты мигранты, – строительство, промышленность, ЖКХ. Поскольку строительство – это та сфера, в которой доля занятости мигрантов наиболее высока, это исключение значительно смягчило ситуацию на рынке труда для мигрантов. Благодаря этой мере многие из них продолжают работать дальше. Также много мигрантов по-прежнему задействовано в сфере ЖКХ, и они продолжают работать, как мне кажется, даже лучше, чем работали до эпидемии. Возможно, как раз потому, что боятся потерять работу сейчас. Поэтому в этих сферах деятельности проблемы миграционной безработицы, на мой взгляд, нет.
Такие проблемы встречаются, как правило, в сфере услуг, торговли, – в связи с тем, что закрылись крупные объекты, такие как ТЦ «Москва», ТК «Садовод» и т.д. Но в то же время многие другие объекты не были закрыты, в частности, агрокластер «Фуд Сити», в котором мигранты продолжают работать. Так что, с одной стороны, я понимаю людей, оказавшихся в сложном положении, но, с другой стороны, какой-то катастрофической миграционной ситуации в связи с коронавирусом я сейчас не вижу. Тем более, что в соответствии с Указом президента в период с 15 апреля по 15 июня продлеваются сроки действия всех миграционных документов, мигрантам можно не платить за патент, не продлевать действующую регистрацию. Кроме того, допускается их трудоустройство без патентов и разрешений на работу. Эти меры, безусловно, значительно облегчают положение мигрантов. Нет сейчас и каких-то громких межнациональных или межконфессиональных конфликтов – главного индикатора негативного положения дел в этой сфере. Напротив, весь последний месяц, с 24 апреля, шел Рамадан — месяц, в котором у мусульман принято помогать нуждающимся, раздавать еду, одежду, поэтому мигрантам, потерявшим работу в этот период, полагаю, оказывалась необходимая поддержка. Ну и без Рамадана члены диаспор активно помогают друг другу, среди них много богатых людей, которые не бросают земляков или единоверцев на произвол судьбы.
Следует также отметить возможность перенаправления миграционных потоков на сельскохозяйственную сферу. Дело в том, что в связи с закрытием границ в Россию не смогли попасть сезонные работники-мигранты, занятые в сельском хозяйстве. Поэтому вполне возможно, что мигранты, потерявшие работу в промышленной сфере, временно «перепрофилируются» и переедут из городов в сельскохозяйственные регионы страны на сезонные заработки.
Ранее опубликовано на: https://nacexpert.ru/oleg-ivanov-migranty-poteryavshie-rabotu-v-promyshlennoĭ-sfere-vremenno-pereprofiliruyutsya/