Опасная необратимость процесса слияния регионов
Тема объединения российских субъектов не нова для российской политики. Еще в апреле 2016 года спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко в очередной раз заявила о необходимости объединения нескольких регионов в один большой. Споры вокруг противоречивого плана по слиянию Архангельской области и Ненецкого АО в очередной раз придали этой проблеме актуальность, сделав ее одним из самых обсуждаемых вопросов внутренней повестки страны.
По мнению бизнес-консультанта, эксперта Центра ПРИСП Максима Шанина, процесс укрупнения регионов не должен быть необратимым и чересчур жестким.
Тема объединения регионов приобрела сейчас определённую популярность, не лишённую, правда, оттенка скандальности. Толчком, пробудившим к ней интерес, стали, конечно, новости из Архангельска и Нарьян-Мара. Заговорили о возможности запуска объединительных процессов и на других территориях. Обсуждение приобретает порой излишне эмоциональный характер и, наверное, не все из этих начинаний будут реализованы в короткий срок. Но сама проблема поиска оптимального для нынешнего времени внутреннего устройства страны никуда не денется и остроты не утратит. Подходить к ней лучше трезво, не отвлекаясь на местечковые интересы и надуманную аргументацию.
Доводы что сторонников, что противников очередного укрупнения (в последнее время бывает только так) регионов не отличаются глубиной. Часто они крутятся вокруг местного государственного аппарата. То ли удастся оптимизировать расходы на его содержание, то ли часть бюджетников потеряет работу. Взгляд со следующего уровня уже принимает во внимание ряд показателей жизни и деятельности соединяемых территорий. Обычно выходит, что один из сливающихся посильнее, другой послабее. Ну и остаются они потом в своём ни богатстве, ни бедности, только теперь вместе. О каком-то явно просчитываемом эффекте от объединения тоже говорить трудно. Не слышно нынче о новой жизни на Камчатке или в Забайкалье. Само собой, что объединительные процессы не становятся на местах поводами для радости или печали, да и вообще значимыми событиями. Так – значит, так. Нынешняя активность в НАО, скорее, исключение из общего ряда, да и то непонятно, к чему ещё всё придёт. В общем, превалирует затхлость, казёнщина и обязаловка, как почти во всём происходящем в стране. Которая, между тем, продолжает мучительно искать себя, и вопрос территориального устройства здесь один из важнейших. Нельзя ли как-то оживить атмосферу на данном направлении?
Возможно, стоило бы придать конструкции меньше жёсткости, хотя бы на какое-то время? То есть допустить, например, возможность утраты регионом своего статуса вследствие систематического ухудшения определённых показателей. Некий аналог банкротства в бизнесе. Тогда регион переходит, например, под прямое управление центра и может через некоторое время как заново обрести прежний либо другой самостоятельный статус, либо быть расформирован, в том числе с утратой территориальной целостности и разделением между несколькими соседями. Это уже аналог санации/ликвидационных процедур. Можно, далее, предоставить возможность более богатым территориям присоединять к себе соседей. Выходить, то есть, с такими инициативам самостоятельно, а не потому, что наверху родилась мысль. Здесь как раз кстати придётся запускаемый со следующего года механизм межрегионального кредитования.
Но и о возможностях полного, либо частичного, уже в других границах и статусе, возрождения попавшей в сложную ситуацию территории снизу, как результата местной инициативы также необходимо задуматься. Процесс, по крайней мере, на данном этапе, не должен быть необратимым.
Само собой, что вследствие такого подхода должен быть выработан механизм не только укрупнения, но и уменьшения существующих регионов. Часть территории на законных основаниях должна иметь возможность выделиться из целого.
Это, конечно, лишь самые общие соображения. Безусловно, против такого подхода найдётся множество возражений, особенно по части заключённого в нём огромного конфликтного потенциала. Но и здравого здесь тоже, мне кажется, много. Оказавшись в ситуации, когда есть и что терять, и что приобрести, местные власти начнут действовать иначе. Неизбежны значительные изменения и кадрового состава, и подходов к его формированию, причём этот процесс затронет не только региональные верхушки, но и другие уровни местного управления, и ответственных за региональную политику в центре.
Совершенно новыми красками заиграет местный патриотизм, люди начнут понимать, что такое малая Родина. Можно сказать, что в стране будут заложены предпосылки формирования настоящей региональной политики.
А значит – и возникновения политики как таковой. В исходном тысячелетнем значении этого слова.