Политолог, эксперт Центра ПРИСП
12.06.2020

«Прохудившийся» бюджет Республики Коми

 

Республика Коми не стала исключением в ряду российских регионов, испытывающих серьезные экономические проблемы из-за коронавируса. Привлечение финансовых и материальных ресурсов на борьбу с COVID-19 уже оказало негативное влияние на республиканскую экономику. Из-за значительного снижения цен на углеводороды и негативных тенденций на глобальных рынках резко сокращаются поступления налогов и сборов в бюджет. Власти Коми предпринимают усилия по выправлению ситуации, но пока экономическое положение региона остается достаточно сложным.

По мнению политолога, эксперта Центра ПРИСП Николая Пономарева, значительная часть проблем Республики Коми связана с просчетами, допущенными при планировании развития северных регионов (тг-канал @prokhorov11).

Весна 2020 года запомнится жителям Коми как «черное время». Первым ударом по благосостоянию республики стало обрушение цен на «черное золото»: 43% поступлений налога на прибыль организаций, поступающих в дефицитный бюджет региона, до этого обеспечивали именно нефтедобывающие компании.

Затем регион накрыла волна коронавируса. Усилиями врио губернатора Владимира Уйбы регион вышел из числа «флагманских» по масштабам распространения эпидемии, однако купировать экономические последствия пандемии республиканские власти просто не в состоянии. По официальным прогнозам, объем выпадающих доходов в бюджете региона в 2020 году составит почти 16 миллиардов рублей (более 18% от запланированного изначально объема поступлений). Из-за массовых увольнений и насильной отправки работников в отпуск за свой счет упали поступления в бюджет от уплаты НДФЛ. В то же время часть пострадавших предприятий воспользовались отсрочками на уплату налогов и сборов. Смогут ли они в принципе продолжить работу после завершения эпидемии – большой вопрос.

По данным на конец мая, в результате весеннего половодья в республике было размыто около 70 километров дорог. В региональном бюджете банально не оказалось средств на решение задачи по их восстановлению, руководству республики пришлось обращаться за помощью к федеральному центру.

Местный бизнес вполне справедливо добивается изменения критериев формирования перечня особо пострадавших отраслей. По данным бизнес-омбудсмена Бориса Титова, потерявшие более 30% дохода предприятия относятся к 161 коду ОКВЭД, из которых 95 не включены в перечень особо пострадавших отраслей, имеющих право на помощь со стороны государства. Острой остается и проблема выплат арендных и коммунальных платежей. Запущенная федеральным центром программа «зарплатных» кредитов для бизнеса не учитывает специфику северных регионов. Выплата в размере стандартного МРОТ (12 тысяч рублей) на сотрудника, без увеличения с учетом северных надбавок и районных коэффициентов, фактически никак не может повлиять на положение местных предпринимателей.

Врио главы республики активно лоббирует реформирование политики поддержки бизнеса на федеральном уровне и старается поддержать граждан и предпринимателей, насколько это позволяет «прохудившийся» бюджет региона. Однако решить накопившиеся проблемы только за счет ресурсов республики Владимир Уйба просто не в состоянии.

«Коронакризис» обнажил также язвы действующей системы освоения арктических территорий. В связанных с нею проектах задействованы преимущественно вахтовики, в силу чего безработные с местной регистрацией имеют весьма малые шансы трудоустроиться в соответствующих компаниях. При этом масштабы официальной безработицы в республике, по данным от 10 мая, выросли в 2 раза по сравнению с началом года.

По злой иронии судьбы, именно поселки вахтовиков в республике превратились в итоге в основные рассадники COVID-19. Во многом из-за ситуации на их территории власти Коми дважды переносили в мае сроки начала первого этапа снятия противоэпидемических ограничений.

Значительная часть описанных проблем носит универсальный характер для всех регионов. Однако некоторые из них являются прямым следствием просчетов, допущенных при планировании развития северных регионов, либо связаны с непонимание специфики их положения на уровне федерального центра.

 

uiba komi

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 «Прохудившийся» бюджет Республики Коми
banner-cik-min «Прохудившийся» бюджет Республики Коми
banner-rfsv-min «Прохудившийся» бюджет Республики Коми
expert-min-2 «Прохудившийся» бюджет Республики Коми
partners 6
eac_NW-min «Прохудившийся» бюджет Республики Коми
insomar-min-3 «Прохудившийся» бюджет Республики Коми
indexlc-logo-min «Прохудившийся» бюджет Республики Коми
rapc-banner «Прохудившийся» бюджет Республики Коми