Правовые ловушки в региональных конституциях ждут решения
Вслед за окончанием всероссийского голосования по конституционным поправкам власти ряда субъектов заявили о намерении привести в соответствие с Основным законом страны нормы и положения региональных конституций и местного законодательства. В частности, об этом уже говорится властями Калмыкии, Марий Эл, Москвы, Свердловской и Томской областей.
Если поправки к региональным конституциям будут приняты, то носить они будут преимущественно технический характер, полагает политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Андрей Кравец.
Спустя несколько дней после окончания всероссийского голосования по конституционным поправкам руководители Калмыкии и Марий Эл заявили о создании рабочих групп по внесению изменений в основные законы республик. В ближайшее время подобные действия стоит ожидать и от глав других республик, потому что именно они обладают собственными региональными конституциями, в отличие от многих других субъектов федерации.
Изменения в региональных конституциях, безусловно, назрели. Первое, что требуется – это приведение в соответствие с федеральной Конституцией их норм и положений, которые полностью копируются из нее. В ряде регионов до сих пор имеются некие положения, противоречащие и федеральному законодательству, и в принципе государственному устройству Российской Федерации.
Далеко за примером ходить не надо. В Конституции Республики Татарстан записаны статьи о президенте республики, ее границах, а также ряд положений, указывающих на то, что Татарстан более самостоятелен в своих государственных полномочиях, нежели любой другой субъект федерации. В первой статье говорится, в частности, что «Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и Договором Российской Федерации и Республики Татарстан». На лицо явно выбивающееся из общего правового поля определение, так как Татарстан не может быть государством. Подобные ловушки встречаются и во многих других региональных конституциях.
Ключевой момент даже не в самих изменениях в региональных конституциях, например, с Основным законом Татарстан это происходит довольно регулярно: поправки в республиканскую конституцию вносились в 2002, 2003, 2004, 2005, 2010 (два раза) и 2012 годах. Процесс внесения поправок носит регулярный характер как в региональных конституциях, так и в Основном законе страны, просто недавнее всероссийское голосование стало примером массового внесения изменений, которого не было уже довольно давно.
На мой взгляд, в регионах не станут проводить общенародные голосования по внесению поправок, в ближайшее время главы точно не рискнут устраивать референдумы или иные формы волеизъявления по этому поводу. Как показывают результаты всероссийского голосования, многие региональные темы напрямую влияют на отношение избирателей к голосованию, даже не к самой его сути, но, скорее, носят характер демонстрации региональной позиции, повестки, оценки действий региональных властей. Соответственно в тех регионах, где власть и население пребывают в достаточно напряженных отношениях, выносить подобные предложения на общенародное голосование не выглядит правильным решением. Скорее всего, голосование по техническим поправкам пройдет в региональных парламентах, хотя какой-то пиар региональные власти на этом событии, конечно, попытаются получить.
В федеральной Конституции внесено много социальных поправок, требующих серьезного финансирования. Точное копирование подобных поправок в региональных конституциях также повлечет за собой финансовые затраты, которые в современной ситуации дотационности большинства российских регионов будут для них явно затруднительными. В таких условиях принимать решение об увеличении социальной нагрузки для них чревато дисбалансом региональных бюджетов. Поэтому, если поправки к региональным конституциям будут приняты, то носить они будут преимущественно технический характер.