На Юге все спокойно: несмотря на турбулентность
Компания «Минченко консалтинг» подготовило исследование, в котором дается прогноз на исход губернаторских выборов-2020. По мнению авторов доклада, второй тур на осенних губернаторских выборах вероятен в пяти регионах: помимо самой сложной для федерального центра Иркутской области это Архангельская, Костромская и Пензенская области, а также Краснодарский край. Кремль не видит трагедии в возможном проведении вторых туров на выборах глав российских регионов.
По мнению политолога, главного редактора «Акцентов», эксперта Центра ПРИСП Антона Чаблина, в Ростовской области и Краснодарском крае нет оппозиционного лидера, который бы составил явную конкуренцию провластным кандидатам, а главное, предложил бы альтернативную программу развития региона.
Вероятность вторых туров в регионах, тем более Юга России с их традициями высокой электоральной управляемости мне кажутся маловероятными. Скажем, в Ростовской области эксперты обсуждают, а кто же может составить реальную конкуренцию Голубеву – коммунист Бессонов, либерал-демократ Пятибратов, справоросс Лященко...
И уже сам факт наличия подобной дискуссии указывает на то, что в регионе нет явного лидера, способного консолидировать протестный электорат. А он крайне велик: слишком много претензий к деятельности Голубева – их, кстати, в июне и в августе (буквально вчера!) высказывал президент. На встрече с Голубевым он критиковал его за деградацию аграрных земель, отток населения, нехватку социальных объектов, снижение темпов роста промышленности, проблемы с привлечением инвестиций.
Голубева критикует даже президент – но оппозиционного лидера, который бы составил явную конкуренцию, а главное, предложил бы альтернативную программу развития Ростовской области. Ну, его просто нет!
Аналогичная ситуация и в Краснодарском крае, где, как и в Ростовской области, с момента распада СССР, несмотря на все турбулентности и появление новых лиц в политике, никогда не было вторых туров на губернаторских выборах.
Лишь в Краснодарском крае в 1996 году выборы прошли дважды – но просто из-за низкой явки. И маловероятно, что даже подобный сценарий может повториться сейчас, в условиях роста степени управляемости электоральных процессов.