Статус КС белорусской оппозиции: де юре и де факто
25 августа председатель Конституционного суда Белоруссии Петр Миклашевич заявил, что создание Координационного совета оппозиции противоречит нормам основного закона.
Обоснованность озвученной главой КС РБ позиции с точки зрения права оценил директор Центра ПРИСП, член Правления РАПК Сергей Румянцев.
Довольно сложно объективно комментировать происходящее в Республике Беларусь, находясь в России и не обладая всей полнотой информации. Есть большой риск построить выводы, основываясь на сведениях, которые не будут до конца отражать реалии политической ситуации, сложившейся по итогам проведенной избирательной кампании.
Что же касается правовой оценки статуса Координационного совета оппозиции, то рассуждать о конституционности или неконституционности этого образования я бы вообще считал делом неблагодарным. В стране прошли выборы, часть общества не признала их результаты, призвав своих сторонников объединиться с целью, как сказано в регламенте Координационного совета, «организации процесса преодоления политического кризиса и обеспечения согласия в обществе, а также для защиты суверенитета и независимости Республики Беларусь». Дабы не быть обвиненными в организации захвата власти, инициаторы создания Координационного совета в своем регламенте указали даже, что эта структура «не ставит целью захват государственной власти неконституционным путем, не призывает к организации и подготовке действий, нарушающих общественный порядок».
Можно ли в условиях политического кризиса, поглотившего страну, быть уверенным в том, что декларативные цели, задачи и принципы, указанные в регламенте Координационного совета, не будут на практике нарушены самой же оппозицией? Конечно, нет. Конечно, недекларируемой, но, как мне кажется, весьма очевидной целью совета является достижение главного результата: смещения Александра Лукашенко с должности президента.
Справедливо ли утверждение председателя Конституционного суда Белоруссии Петра Миклашевича о том, что создание Координационного совета незаконно? Все зависит от того, в каком контексте мы рассматриваем данную оценку. С позиций того, как слова Миклашевича цитирует госагентство БелТА, («Конституция не предусматривает возможности создания общественных органов и организаций, правомочных пересматривать итоги президентских выборов»), наверное, сделанное им заявление вполне обосновано. Однако справедливости ради заметим еще раз: Координационный совет оппозиции формально ставит перед собой иные цели, его создание призвано содействовать преодолению политического кризиса.
Формально недействительными итоги президентских выборов может признать только суд. И лидеры оппозиции это прекрасно понимают. Как осознают и то, что этот суд им никогда не выиграть.
Резюме моей позиции таково. Оперируя той информацией, которая у нас имеется в открытом доступе, а также отдавая себе отчет в том, что, не находясь в гуще самих событий, объективно оценивать происходящее в Белоруссии довольно сложно, тем не менее, можно сделать следующий вывод. Очень непросто давать правовую оценку деятельности тех или иных стихийно образующихся образований, которые появляются в момент политического противостояния, итоги которого предсказать сложно. С точки зрения действующей Конституции, разумеется, создание любого рода органов или организаций, которые претендуют на пересмотр итогов выборов, противоречит основному закону. Однако формально Координационный совет оппозиции такой цели в своих программных документах и не ставит, прикрываясь целями куда более гуманитарными, такими как, например, прекращение политического противостояния. Правовыми инструментами конфронтацию властей и оппозиции не прекратить – по крайней мере, до тех пор, пока не будут достигнуты хоть какие-то политические договоренности. Вероятность чего крайне невелика.