Куртов: Сибирский сепаратизм пока только мем
Выборы в Госдуму-2021 обострят социальное и политическое поле в России, особенно в регионах, считают политологи.
Перед региональными выборами 13 сентября президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП Алексей Куртов ответил на вопросы Тайга.инфо об общем «политическом моменте».
— Насколько важны сейчас сентябрьские выборы в регионах?
Чем больше понимание жителей региона в важности и реальности их выбора, тем большее значение приобретает день голосования. Там, где есть желание, надежда и организационные возможности, особенно у оппозиции, там выборы приобретут очень активный и яркий вид. Во всяком случае, из 18 регионов, избирающих себе губернатора, минимум в семи-восьми мы будем наблюдать вполне конкурентную борьбу.
— Что будет делать Кремль с губернаторами, избранными от оппозиции? Ждет ли их отставка? Например, главу Хакасии Валентина Коновалова (КПРФ).
Губернаторы от оппозиции на особом счету, это верно. Их деятельность всегда под особым контролем. Но, в последнее время требования к губернаторскому корпусу выровнялись. Стали понятны правила политической игры, экономическая ответственность и оценка социальных успехов. Стало проще губернаторам, стало проще Кремлю.
Что касаемо Коновалова, то вряд ли к нему есть какие-то специальные претензии. Регион не настолько политически и экономически значим, чтобы партийная принадлежность высшего должностного лица республики имела большую роль.
— Являются ли новые партии, возникшие в последнее время, на самом деле фантомами, которые нужны администрации президента (АП) чисто в прагматических целях?
Политический ландшафт России остро нуждается в сильных политических проектах разной социальной направленности. Практика показывает, что последние десять лет ни по чьей инициативе не появилось хоть сколько-нибудь значимой новой адекватной политической силы, которая имела бы полноценное юридическое оформление. Даже проекты, приписываемые АП, не развиваются до полноценной партии. Поэтому, даже о фантомах говорить бессмысленно.
— Чего ждать от следующих парламентских выборов? Появится ли реальная оппозиция режиму?
Следующие парламентские выборы обострят социальное и политическое поле в стране. Особенно это касается приграничных регионов, где финансовая и социальная самостоятельность жителей заметно выше. В этих регионах меньше патернализм и зависимость от власти. Значит, больше самостоятельности в принятии политических решений. Москва, Санкт-Петербург тоже будут вполне активны в этом отношении. Но говорить о единой оппозиции как общероссийском тренде пока рано.
— Как можно оценить ситуацию в Сибири? Имеет ли смысл говорить о макрорегионе в целом или в каждом регионе ситуация сугубо индивидуальная?
Сибирь слишком большой регион, чтобы использовать один термин. Это мы видим и по результатам выборов губернаторов, депутатов законодательных собраний — практически везде ситуация очень разная.
— На ваш взгляд, существует ли в реальности «сибирский сепаратизм» или это не более чем лозунг, который поднимают в нестабильное время?
Сибирский сепаратизм, так же как уральский или дальневосточный, пока только мем. Есть обида жителей Сибири на условную «Москву», есть часто несогласие с действиями центра. Есть вопросы к распределению ресурсов. Но о планах самостоятельного существования пока никто не говорит, и, на мой взгляд, не думает.
— Можем ли мы считать хабаровский феномен началом новой общероссийской тенденции?
Нет. Хабаровский кейс достаточно уникален, чтобы стать тиражируемым. Он совершенно своеобычен и в снятии губернатора с должности, и в проявлении хабаровчанами своего несогласия с этим.
Материал полностью на: https://tayga.info/159149