Переход на дистанционное обучение - школьная драма
С 19 ноября московских школьников 6-11 классов отправляют на дистанционное обучение. Столичные школы технически полностью готовы к переходу на дистанционное образование, в платформу "Московская электронная школа" внедрена функция видеоконференцсвязи, отметила заместитель мэра Москвы Анастасия Ракова.
Преподаватель Московской духовной академии, эксперт Центра ПРИСП Ольга Ежкова уверена, что обучение школьников в дистанционном формате – крайняя мера, когда уже больше ничего не остается.
Дистанционное обучение надо рассматривать на разных уровнях - школьное и вузовское. И вот здесь, безусловно, то, что в состоянии делать самостоятельно студент, не в состоянии делать самостоятельно школьник. Чем ниже ступень обучения, тем более проблемным выглядит дистанционное обучение для всех: и для самого ребенка, в первую очередь, и для родителей, и для того, кто обучает.
Дистанционное обучение вполне возможно при получении даже не специальности, не специализации, а при повышении квалификации, например, когда вы уже разбираетесь в какой-то области, когда у вас есть профессия, когда вы уже владеете некоей базой, когда у вас есть мотивация к обучению, когда вы умеете организовывать свое обучение, искать информацию, тогда обучение может быть не менее эффективным, чем очное. Но даже это актуально не для всех специальностей.
Есть прекрасный западный опыт дистанционного обучения, где без всяких коронавирусов предлагали такой формат обучения, не требующий присутствия студента в аудитории. И, например, социальных педагогов таким образом можно вполне успешно готовить, а вот физиков-теоретиков – нет, тут ничего не проходит.
Если говорить конкретно о школьном обучении, то это и проблема, и драма, потому что школьник, не обладающий навыками самоорганизации и самомотивации, оказывается в ситуации, когда фактически предоставлен сам себе. Очень многое в обучении решает контакт, задача педагога - работать все время в режиме обратной связи, чтобы видеть, что ребенок понимает из твоего объяснения, как он усваивает тот материал, который ты ему предлагаешь. Я вот сегодня буквально проводила урок, все рассказала, объяснила, на доске дала образец, начали выполнять задание по этому образцу, прокомментировали еще вслух несколько раз, и я пошла по классу смотреть, что дети пишут. Восемь детей пишут нормально, а девятый пишет чёрте что, и вот тут-то как раз я стою как учитель и говорю: «Миленький, что ж ты делаешь, солнышко, посмотри на доску, посмотри в учебник», - и персонально ему объясняю еще раз, персонально с ним еще раз разбираю. Вот при дистанционном обучении мы практически этого лишены. Вы видите ребенка, слышите, вы ему говорите, показываете презентацию, всё вроде бы хорошо, но вопрос, что он у себя там пишет, соответствует это образцу или нет. При очном обучении вы можете это сразу увидеть и сразу предупредить ребенка об ошибке, а при дистанционном обучении организовать такую обратную связь очень трудно.
Дистанционное обучение – это крайняя мера, когда нет уже никаких других возможностей, когда все плохо уже настолько, что лучше уж так, чем совсем никак.