Политолог, эксперт Центра ПРИСП
10.11.2020

Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой»

 

В Хабаровске продолжаются акции протеста. Периодически они сопровождаются арестами и задержаниями. Так на днях был задержан, а затем по решению суда арестован на 15 суток водитель «Фургаломобиля 2.0» Андрей Маклыгин. Впервые микроавтобус, оборудованный для приготовления и продажи еды, появился на улицах Хабаровска летом, колесил по городу, присоединился к акциям протеста, став их своеобразным символом. Из установленных на крыше колонок автомобиля, обвешанного портретами бывшего губернатора Хабаровского края Сергея Фургала, звучали советские патриотические песни, например, «Вставай, страна огромная». Примечательное кафе на колесах назвали «фургаломобиль».

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что протесты, безусловно, находятся на стадии спада, и даже арест водителя популярного в народе фургаломобиля вряд ли придаст им новые силы.

Если учесть, что даже разгон марша сторонников Сергея Фургала 10 октября не спровоцировал мощную вспышку протеста, то арест водителя фургаломобиля тем более не приведет к подъему протестного движения. Но региональные власти не должны рассматривать это как повод для оптимизма. Недовольство хабаровчан никуда не исчезло, оно просто перешло в иную форму. Могу предположить, что для местных единороссов выборы в Госдуму станут самым сложным испытанием за все время существования регионального отделения партии. Серьезные проблемы возникнут и у представителей ЛДПР.

Спад протестного настроения можно объяснить несколькими факторами. С одной стороны, граждане уже успели выплеснуть значительную часть накопленного негатива. С другой стороны, сказывается воздействие таких факторов, как отсутствие ощутимого эффекта (в виде хотя бы частичного удовлетворения требований протестующих), имевший место раскол среди организаторов акций и ухудшение погодных условий.

Не стоит прогнозировать развития протестного движения в Хабаровском крае. В данном случае любые прогнозы имеют такую же точность, как и гадание на кофейной гуще. Точно можно сказать одно: большинство проблем, наличие которых обеспечило поражение партии власти на выборах 2018 — 2019 гг., сохраняют актуальность для жителей края. Более того, устранение Сергея Фургала с должности губернатора основательно разозлило их.

Во-первых, его воспринимали именно как избранного, а не назначенного губернатора. Действующая модель смены главы регионов, признаем честно, предполагает почти гарантированную победу назначенного из Кремля врио, чаще всего являющегося «варягом». Это обеспечивает стабильность политической системы, но вызывает сбои в работе механизмов «обратной связи».

Во-вторых, риторика и публичные жесты Фургала в целом соответствовали представлениям широких масс о «правильном губернаторе». В-третьих, Фургал действительно активно помогал различным волонтерским и благотворительным проектам, в отличие от своих предшественников. И потому экс-губернатор сумел оставить о себе добрую память.

Не будем забывать и о том, что для региона характерен высокий уровень неформальной занятости. А именно представители теневого и серого секторов экономики больше всего пострадали от противоэпидемических ограничений. В итоге Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой». Но когда в следующий раз «рванет» этот заряд, точно не знает никто.

Нас, безусловно, еще ожидает немало масштабных акций протеста: сочетание экономического кризиса с сокращением социальных расходов государства естественным образом приводит к росту недовольства. Однако предсказать возникновение очагов протестной активности в других регионах крайне сложно, поскольку слишком часто детонатором протеста становятся непродуманные действия властей или связанных с ними бизнесменов. Шиес, Куштау, протесты против слияния Архангельской области и НАО, события в Хабаровске — всего этого можно было бы избежать, если бы изначально были просчитаны все риски сопутствующих решений чиновников.

В истории с фургаломобилем, как мне кажется, преобладает все-таки политика. С учетом того, какое влияние региональные власти оказывают на условия работы предпринимателей, владелец фургаломобиля может уже смело закрывать свой бизнес. Он может быть заимствован как элемент политической технологии, но не как символ. Это сугубо локальная история, как, например, «девочка в розовом» (она же — «девочка в шапке» или «девочка-секир башка») из Волоколамска.

furgal min

Материал полностью на: https://svpressa.ru/society/article/280790/?rss=1

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой»
banner-cik-min Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой»
banner-rfsv-min Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой»
expert-min-2 Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой»
partners 6
eac_NW-min Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой»
insomar-min-3 Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой»
indexlc-logo-min Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой»
rapc-banner Хабаровский край продолжает оставаться «пороховой бочкой»