«Игроки» Каспийского кластера
Председатель правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление о создании портовой особой экономической зоны (ОЭЗ) в Лиманском районе Астраханской области. "Согласно документу, ее объединят с уже существующей ОЭЗ промышленно-производственного типа "Лотос", в результате чего будет сформирован Каспийский кластер. Он станет грузовой базой для международного транспортного коридора "Север - Юг", связывающего страны Северной и Западной Европы с Индией и Ираном", - сообщает пресс-служба кабмина.
На эти цели в 2021 и 2022 годах направят более 2,5 млрд рублей, а также будет создана необходимая инфраструктура и проведены инженерные коммуникации.
Политолог, главный редактор «Акцентов», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин отмечает, что контролировать «проект Бабушкина» все же будут федеральные игроки.
Думаю, в целом конкуренция за Каспийский кластер обещает быть жесткой и интересной. Проявятся как уже известные, так и совершенно новые фигуры из различных отраслей - инжиниринговой, логистической, транспортной.
Создание Каспийского логистического кластера — это главный проект астраханского губернатора Игоря Бабушкина, которого считают особо приближенным к президенту. Впрочем, очевидно, что контролировать такой крупный, даже не федеральный, а международный проект (учитывая его расположение на МТК "Север-Юг", связывающий Азербайджан, Иран, Россию и еще ряд государств) будет вовсе не Бабушкин, а именно федеральные игроки.
В частности, одним из бенефициаров проекта называют Аркадия Ротенберга, председателя совета директоров "Стройгазмонтажа". Его креатурой считался министр транспорта Евгений Дитрих, который проект Каспийского кластера видел одним из приоритетных. У Ротенберга пока не было очевидных бизнес-интересов в Каспийском регионе, но, вероятно, он может стать одним из потенциальных инвесторов создания инфраструктуры кластера, на который выделяется, в соответствие с распоряжением правительства, на срок до 2025 года более 18 млрд рублей.
Конечно, сумма не такая большая, учитывая перспективность развития самого кластера. Там речь идет о десятках миллиардов рублей. Но в данном виде бизнеса, вероятно, будет идти конкуренция между совсем другими интересантами, одним из которых может стать Сулейман Керимов. Неслучайно недавно появились вбросы о наличии его интересов в компании "Деловые линии" - а это, напомню, крупнейший логист и автоперевозчик в европейской части России.