Будапешт — Варшава: евросубсидии и консервативная идеология
Будапешт и Варшава блокируют утверждение нового бюджетного плана ЕС, протестуя против решения создать с 2021 года механизм контроля за соблюдением принципов верховенства права в странах сообщества, с учетом результатов которого будут распределяться бюджетные ассигнования из Брюсселя.
Главы правительств Венгрии и Польши Виктор Орбан и Матеуш Моравецкий предложили обсудить, следует ли устанавливать связь между верховенством права и финансовыми интересами, а также подписали Декларацию в Будапеште, в которой говорилось о сложившейся на данный момент ситуации, создающей препятствия завершению законодательного процесса.
Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер рассуждает о нежелании Орбана и Моравецкого вести общекомандную игру внутри Евросоюза.
Что касается Виктора Орбана, то он давно действует, не оглядываясь на Брюссель. Придя в очередной раз к власти в 2010 году, он прежде всего укреплял свое положение: создал совет по СМИ, начал бороться с НПО, подписал с Владимиром Путиным контракт на 12 млрд евро (засекреченный на 25 лет) по модернизации единственной венгерской АЭС в Пакше, в 100 км к югу от Будапешта. Когда Венгрия стала частью одного из основных путей перемещения мигрантов в Европу в 2015 году, Орбан раскритиковал европейские квоты по распределению беженцев внутри ЕС. Сейчас ЕС закупает американские вакцины, а в Венгрии говорят о производстве российской вакцины от коронавируса.
В отличие от Венгрии с Польшей у России со времен смоленской катастрофы отношения плохие, а партия “Право и Справедливость“ занимает антироссийскую позицию. Вопрос мигрантов не такой важный для Польши. Роднит Моравецкого и Качиньского с Орбаном нежелание вести командную игру внутри ЕС. “Право и Справедливость“ проводит национально-ориентированную политику, на выборах использует тему социальной справедливости.
Основной причиной конфликта Варшавы с Брюсселем стали законы о Конституционном суде и СМИ. Нынешнее польское руководство хочет держать под контролем судебную систему, что не соответствует установкам ЕС. Также власти подчинили себе наблюдательный совет по радиовещанию и телевидению. Оппозиция обвиняет партию Качиньского в авторитаризме и возврату к временам коммунистической Польши, когда многие сферы жизни контролировались партией. Все это повлияло в том числе и на массовость протестов против запрета на аборты.
Вместо сотрудничества с соседями польское руководство пыталось до недавнего времени укрепить отношения с администрацией Трампа, стать основным союзником США в Европе. Однако это не столь важно для Трампа, которого интересует прежде всего Америка. У Байдена же другой взгляд на внешнюю политику, он более ориентирован на ЕС.
Таким образом, консервативная идеология “Права и Справедливости“ стала главным барьером во взаимоотношениях с Брюсселем, а реформа Конституционного суда – основной проблемой, поскольку ЕС увязывает состояние судебной системы с бюджетом. Но Качиньский с Моравецким хотят получать субсидии, не подчиняясь судебным стандартам ЕС. Безусловно это конфликт, угрожающий экономическому будущему Польши, которой нужны деньги в свете коронакризиса. Понятно, что польское руководство будет торговаться, но сложно сказать, что выйдет в итоге.