Народ и партии: за все хорошее и против всего плохого
Всероссийский центр изучения общественного мнения представил данные исследования взглядов россиян на цели и задачи государства в текущей ситуации. С утверждением, что главная обязанность государства — всегда заботиться обо всех и оказывать социальную поддержку, согласились 96% опрошенных. Топ-5 приоритетов в развитии России, на взгляд респондентов ВЦИОМ, выглядит так: власть должна уделить внимание качеству и доступности медицины (38%), повышению доступности образования (25%), открытию новых производств (23%), решению жилищной проблемы (19%) и повышению социальных гарантий различным группам населения (15%). Проблемы обороноспособности (12%) и другие в первую пятерку приоритетов не вошли.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников - о роли партии в ценностных ориентирах россиян.
Партии не должны делать что-то для всех избирателей. У каждой партии должен быть свой избиратель. Невозможно быть одновременно за все хорошее и против всего плохого. Это основная проблема российской политической системы. У нас все партии и за экологию, и за поддержку пенсионеров, и за развитие предпринимательства, и за выплаты детям, и за частный капитал. Партия, которая хочет, чтобы все жили хорошо — это Кот Леопольд, который говорил: «Ребята, давайте жить дружно». Хороший мультик, но к жизни он отношения не имеет.
Классические партии должны представлять интересы какой-то социальной группы или идеи. Есть партии, которые могут выступать с точки зрения социальной защищенности населения: они за повышение налогов, за то, чтобы больше брать с бизнеса, больше вкладывать в социальные программы, поддерживать стариков, детей, малоимущих. Партии предпринимателей имеют другой интерес, предприниматели не обязаны заботиться обо всех, кто не работает в их компаниях. Какие-то партии могут говорить о росте национальном факторе, самосознания. И так далее.
Попытка свести все к единому однообразному блоку бессмысленна. Не могут все партии выступать за что-то, это не царь-батюшка, который одинаков и для дворян, и для крестьян, и все должны его любить, потому что он богоизбранный помазанник. Должна быть конкуренция, разные стратегии, видение будущего, сценарии развития государства. Население будет выбирать.
Жители Москвы будут голосовать за одно, малых городов — за другое, а деревень — за третье, потому что у них разная жизнь, разное самосознание, разный образ будущего. Не может партия побеждать везде одинаково, это нонсенс.
В эпоху кризиса могут быть две общие тенденции. На первом этапе кризиса, когда ситуация только начинает ухудшаться, люди больше вступают за консервативные ценности, за сохранение всего и возвращение к потерянному недавно благополучию. Когда кризис расцветает и жизнь становится невыносимой, люди выступают с другой точки зрения — любые изменения, только бы не так как сейчас. Эти революционные настроения — признак следующего этапа кризиса.
Материал полностью на: https://svpressa.ru/politic/article/289860/