Наступление с флангов, или Шансы малых партий
Российская партия пенсионеров за справедливость (РППС) разрабатывает обновленную стратегию для выборов в Госдуму. Представители партии будут ориентироваться на избирателей, которые разочаровались в государстве и чувствуют себя забытыми. При этом вопрос о новых лицах партии и ее кандидатах будет решаться ближе к старту кампании.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Марат Муллагулов считает, что так называемые малые партии, мощно стартовавшие в прошлом году, имеют серьезные шансы занять место в Госдуме.
Если смотреть на электоральное поле традиционным взглядом - с центристским блоком, правым и левым флангами - то Партия пенсионеров, безусловно позиционируется, как левоцентристская. Она отвечает на основной социальный запрос со стороны избирателя. Это запрос на справедливость. Соответственно, на левом фланге они конкурируют с КПРФ и с партией «Справедливая Россия», которые, надо отметить, уже давно не воспринимаются избирателями, как реальная оппозиция. По сути, вся парламентская четверка сейчас выглядит, как сложившаяся система, где все одни и те же, только под разными обертками.
Партия пенсионеров – новый игрок на политическом поле, с простыми лозунгами, и понятными посылами. Ее главная «одноименная тема» - пенсионная реформа. Понижение пенсионного, возраста, повышение пенсий и все, что с этим связана. По большому счету, речь идет об уровне благосостояния в том периоде жизни россиян, которого на сегодняшний день многие просто боятся.
Стоит вспомнить, что в 2018 году «Единая Россия» потеряла голоса избирателей именно после пенсионной реформы. Как, впрочем, и КПРФ, поскольку думская фракция поддержала законопроект.
«Новые люди» – на противоположной стороне. Ее электорат – правый фланг в традиционной расстановке. Однако, по факту, эта партия вне формата. Здесь ставка делается не на партию, как таковую, а на людей. Не важно в какой ты обложке – красной, желтой, не важно под каким флагом. «Новые люди» предлагают дело. Во главе партии - предприниматель, который знает проблемы бизнеса, историю преодоления, трудности роста. И тут мы видим пересечение в посылах – молодые люди так же, как представители старшего поколения, боятся будущего. Неопределенности, безработицы, социальной несправедливости.
Образно говоря, пионеры и пенсионеры – на сегодняшний день реальный протестный электорат, в конструктивном смысле. Парламентской четверке остается только середина, которую они, скорее всего, смогут мобилизовать. Однако 20 % на двоих фланговые партии вполне могут взять.
По оценкам экспертов, на протестные акции этой зимы вышли около 40% новых участников. То есть, можно предположить, что это люди, которые раньше находились вне политики. Они не революционеры, но они хотят перестать молчать. Таким образом, можно с уверенностью говорить, что и удельный вес нового избирателя, впервые пришедшего на выборы, будет высок. На избирательный участок прийти проще, чем выйти на улицу, как минимум, безопасней.
Есть еще и скрытый протест, который не выплескивается в уличные акции, а реализуется собственно на избирательных участках. Это сложившийся электорат партии власти, в котором созрел внутренний протест. В этой ситуации административный ресурс практически не работает. А иногда играет против партии, в частности, когда люди пытаются найти нишу «против всех».
«Единая Россия», на самом деле, может оказать себе медвежью услугу, занимаясь административно-производственной мобилизацией. Протест внутри системы ярко проявил себя в Хабаровском крае, когда в 2019 году электорат единороссов либо не пришел голосовать, либо пришел и проголосовал «против». А новый избиратель пришел, чтобы сказать свое слово. И, по сути, при стандартной явке были получены нестандартные результаты.
На мой взгляд, думские выборы станут тестом на зрелость политической системы. А зрелость - это не просто способность сработать в кризисных условиях, это, в первую очередь, умение адекватно осознать реалии.