Западному миру одного врага мало
Событие на мировой дипломатической арене на прошлой неделе наглядно показали сближение Европейского союза с Америкой, а КНР - с Россией, противостояние между сторонами растет, считает верховный представитель ЕС по иностранным делам Жозеп Боррель. «РФ и Китай, похоже, объединяют свои силы, чтобы противостоять западному миру, будущий геополитический ландшафт многополярного мира непрост», - пишет он в своем блоге, анализируя встречи министров иностранных дел стран НАТО, виртуального саммита ЕС, обмен санкциями между Западом и Китаем.
По мнению заместителя директора Института истории и политики МПГУ, члена правления Российской ассоциации политической науки, эксперта Центра ПРИСП Владимира Шаповалова, это заявление продолжает линию, которая уже выстроена НАТО и Соединенными Штатами.
Жозеп Боррель от имени Евросоюза достраивает конструкцию, разработанную США. Суть ее в том, что теперь у Запада два врага – Россия и Китай. И по законам жанра они объединяются. Фактически речь идет о том, что одного врага для мобилизации западного сообщества, расползающегося по всем швам, уже недостаточно. Трещит и НАТО, и Евросоюз. США ссорится с Европой, Великобритания выходит из ЕС. Страны Восточной Европы не находят общий язык со странами Западной Европы, Северная и Южная Европа тоже по своему смотрят на разные процессы, в том числе на миграцию и борьбу с пандемией. Конечно, в этой ситуации необходим сильный скреп для Запада. И таким скрепом становится союз двух автократов Китая и России.
Такая конструкция выгодна, прежде всего, Соединенным Штатам, потому что Китай уже стал для США основным экономическим соперником. И в значительной степени - идеологическим. А вот для европейцев до последнего времени Китай таковым не был. Европа очень активно торговала с Китаем, вела себя оппортунистически. Кстати, в отношении России тоже. И Боррель здесь выступает в роли проводника сигналов от Вашингтона в Европу - у нас сдвоенный враг, сдвоенный центр этого враждебного мира – Россия и Китай. А значит, угрозы возрастают, поэтому нужна крайняя степень мобилизации.
Россия и Китай сейчас занимают схожую позицию по многим вопросам. И эта схожая позиция является вполне естественной реакцией на стремление Запада к гегемонии в мире, а также на стремление других стран, в том числе России и Китая, не допустить западного диктата. В этом смысле творцом российско-китайской дружбы является Запад. Конечно, идеологически Россия и Китай - это разные страны. Ничего общего с точки зрения идеологии, политических институтов, социальной и экономической политики у нас нет, по большому счету. Мы строим разные общества, но готовы договариваться для совместной защиты своих интересов. Да, военного союза между нашими странами нет. Но для того, чтобы быть по одну сторону баррикад совсем не обязательно быть в формальном союзе. Давайте вспомним, что Антанта тоже не была военным союзом. А была «сердечным согласием» между Англией и Францией и потом между Англией и Россией.