Новая «демографическая яма»
За два года финансирование нацпроекта «Демография» выросло почти вдвое — с 363 млрд до 690 млрд рублей. По данным Счетной палаты РФ, в 2019 году из27 показателей 10 не были достигнуты, в том числе суммарный коэффициент рождаемости. Аудиторы отмечают, что показателей много, но их вклад в решение демографической проблемы остается непонятным.
По мнению председатель комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, генерального директора АНО «Институт научно-общественной экспертизы», эксперта Центра ПРИСП Сергея Рыбальченко, приоритетную поддержку должны получать многодетные семьи, когда в приоритете только первый или второй ребенок, то формируется модель малодетного общества с рисками депопуляции страны.
Нынешние показатели суммарной рождаемости и смертности уже перешагнули нижний порог демографического прогноза Росстата до 2035 года. Если тенденции сохранятся, то Россия к 2030 году потеряет 8 миллионов человек от естественной убыли. Стратегия на замещение естественной убыли миграцией, которую пытаются предложить некоторые эксперты, несостоятельна. Она просто не может восполнить столь масштабные потери. Для примера, 8 миллионов человек – это миграционный прирост за 30 лет. Чтобы выполнить цель национального развития и обеспечить устойчивый рост численности населения к 2030 году необходимо привлечь не менее 660 тысяч мигрантов в год. В странах СНГ уже нет такого потенциала, а, следовательно, такая миграция привнесет огромные социальные риски.
Искать резервы нужно в своем народонаселении. Во-первых, снижать смертность мужчин в трудоспособном возрасте, избыточные потери от которой оцениваются в 250-300 тысяч в год. Во-вторых, повышать рождаемость в перспективе выше уровня воспроизводства населения.
Низкая рождаемость у малочисленного поколения 1990-х годов, которую мы сейчас наблюдаем, фактически формирует новую «демографическую яму» 2020-х годов. Для повышения рождаемости до уровня воспроизводства населения ключевым вопросом становится поддержка многодетных семей. И такой локальный опыт у России есть. Сахалинская область, где на поддержку многодетным семей направляют более 40% от всех инвестиций в семейную политику, с 2011 до 2016 году вышла с общероссийского уровня на уровень воспроизводства населения. И по итогам 2020 года суммарный коэффициент рождаемости немногим ниже 2 детей на женщину.
Чтобы реализовать «сахалинский сценарий» во всех регионах страны потребуются инвестиции в размере 1,5 процента валового национального продукта. То есть фактически мы должны удвоить государственные инвестиции на поддержку семей с детьми. Для сравнения в странах ОЭСР это в среднем 2,4% ВВП, в странах ЕС – 2,7% ВВП, в европейских странах, поддерживающих рождаемость – 3-4% ВВП, во Франции – 5-6% ВВП.
Самым эффективным инструментом зарекомендовала себя программа материнского (семейного) капитала. С 2020 года он предоставляется, начиная с первого ребенка. Поэтому, дополнительными мерами поддержки многодетных семей может стать так называемый многодетный отцовский капитал, который можно выдавать при рождении трех и более детей в одной семье. Расширение программы ежемесячных денежных выплат в размере прожиточного минимума на третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет на все регионы с одновременным снятием ограничений по доходам. Эти меры будут способствовать, прежде всего, третьим рождениям.
Сейчас у нас существует благоприятное демографическое окно возможностей для максимального рождения третьих детей. Средний возраст женщины при рождении третьего ребенка – 32 года, а численность 32-летних женщин находится на историческом максимуме и будет плавно убывать в течение 10 лет. Поддержка третьего ребенка и многодетной семьи, позволит максимально использовать репродуктивный потенциал и обеспечить рост рождаемости и естественный прирост населения. Отложенные первые и вторые рождения – будут реализованы в следующие годы, но отложенные третьи дети не родятся никогда.