Долговая яма регионов
Президент России Владимир Путин на совещании с членами правительства напомнил о ситуациях, когда казна некоторых регионов «оказывалась в ловушке» из-за того, что власти предпочитали бюджетным кредитам коммерческие. Глава государства потребовал от чиновников всех уровней ответственно относиться к бюджету.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников считает, что проблема лежит не только в финансовой плоскости, но и в кадровой.
Проблемы с долгами в национальных республиках очень древние. На сегодняшний день три региона имеют долг больше собственного бюджета: Мордовия, Хакасия и Удмуртия. Почти 100% от собственного бюджета составляет долг Орловской области. О состоянии дел в этих регионах известно давно, два из них еще и проблемные с губернаторской точки зрения. Та же Хакасия на казначейском обеспечении находится уже несколько лет – еще со времен предыдущего губернатора. Республика «провалилась» совсем не при нынешнем губернаторе Валентине Коновалове, который случайно выиграл выборы и получил такой приз. Республика давно самостоятельно не может свести концы с концами. Очень давние проблемы также и у Мордовии, и у Орловской области.
Главная претензия президента РФ к нынешнему руководству – это не рост долга как такового. Главная претензия в том, что нынешнее руководство не прикладывает реальных усилий, чтобы реструктурировать коммерческую задолженность, перевести ее в государственную, снизить процентные выплаты и сократить долговую нагрузку. В Мордовии почти половина задолженности – коммерческий долг, в Орловской области еще больше – почти 70%. При этом программы по реструктуризации задолженности регионов были приняты не вчера. Но ничего из них не делается.
Главное проблема здесь, на мой взгляд, – это недостаточная компетенция руководителей в регионах: невозможность оформить заявку на участие в какой-то федеральной программе. Очень часто федеральные деньги не приходят в регион не потому, что их не любят, а потому, что нет достаточного количества специалистов, способных вовремя и грамотно оформить заявку на то или иное финансирование. Очень плохо работают с распределением госзаказов с участием федеральных тендеров и конкурсов – проблема в кадрах.
Есть, наверное, и второй момент, криминальный, когда за вознаграждение берутся кредиты в коммерческих банках. Но это уже отдельный вопрос по линии правоохранительной системы. Такие схемы, наверное, тоже есть, но мне кажется, они все-таки не главные. Проблема в том, что с государственными деньгами работать очень сложно – все боятся коррупции и страхуются на каждом шагу, не беря персональной ответственности без большого количества подтверждающих документов. Многие рассказывают, что для участия в федеральном конкурсе или тендере нанимают микроавтобус для перевозки документов. Чиновники на каждом уровне пытаются себя максимально обезопасить сложными процедурами, документами и согласованиями.
Чаще всего чиновникам в регионах просто не хватает квалификации, которую они повышать не спешат, выбирая более легкий путь. Например, тот же коммерческий банк – да, процент выше, но документооборот проще.
Вопрос в том, как решить эту кадровую проблему на местах. Практика присылать команду из Москвы в субъекты Федерации далеко не везде воспринимается позитивно, скорее наоборот.
Ранее опубликовано на: http://regcomment.ru/analytics/gubernatory-boyatsya-gosudarstvennyh-deneg-vse-strahuyutsya-i-ne-berut-otvetstvennost/