Россия или США: какую стратегию выберет Пашинян?
Премьер-министр Армении Никол Пашинян подал в отставку для участия во внеочередных парламентских выборах, назначенных на 20-е июня. При этом Пашинян добавил, что на грядущих выборах выдвинет свою кандидатуру на пост главы правительства Армении от партии «Гражданский договор». Днем ранее президент США Джо Байден официально признал убийство армян в Османской империи геноцидом. Турция этот шаг осудила, а Армения поприветствовала.
Политтехнолог, эксперт АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский считает, что события и заявления последних дней, так или иначе, повышают значение будущих выборов для Армении.
Если говорить об отставке Никола Пашиняна, то это ожидаемый ход. И надо сказать, учитывая ситуацию, которая складывается внутри Армении, ход взвешенный. По сути, эти выборы превращаются в референдум доверия политике, которую проводит и декларирует Никол Пашинян.
В последние время, в частности, в ходе визита в Россию и встречи с Владимиром Путиным, эта политика явно претерпевает изменения. То есть, и действующее правительство Пашиняна, партия «Гражданский договор», которую он ведет на выборы, стремятся продемонстрировать свою близость к Российской Федерации. Следовательно, эта позиция важна для армянского избирателя. Надо отдать должное Пашиняну, он имеет смелость поставить перед армянским обществом вопрос, который фактически можно сформулировать так: « Верите ли вы в то, что Никол Пашинян сможет эту политику в интересах армянского народа в дальнейшем реализовывать?».
Вместе с тем, мы видим также и реверансы со стороны геополитических конкурентов России, в частности, Соединенных Штатов. Давно ожидавшееся и в США, и за их приделами признание одним из ведущих государств мира геноцида армян окончательно состоялось. Президент Байден соответствующее заявление сделал. И этот шаг американского лидера, конечно, можно трактовать, в том числе, как попытку вновь открыть для себя дверь в армянскую политику, оправдать поддержку тех или иных кандидатов на предстоящих досрочных выборах. Чтобы поддержка тех политических сил, которым США традиционно симпатизируют (а это и партия Пашиняна) не окрашивалась негативными тонами.
До этого времени оппоненты того же Пашиняна, партии «Гражданский договор», нет-нет, да и задавались вопросом, а как вы к дружбе с США призываете на фоне того что, Соединенные Штаты так и не признали геноцид армян? Вот теперь США это признание продемонстрировали, и подобный вопрос становится неактуальным.
Другой вопрос: какую Никол Пашинян выберет стратегию? С одной стороны, значительная часть армянских избирателей говорит о том, что в дружбе с Россией было хорошо, а вот пришел Пашинян, сказал, что мы сейчас всяческие демократии установим, будут золотые горы и новые победы. А вместо этого получилось все не очень хорошо, мягко говоря. На этом фоне, чтобы удержать власть, у Пашиняна есть вариант сказать: я одумался, я теперь с Россией, вот смотрите, мы продолжаем военно-техническое сотрудничество, мы строим атомную электростанцию и так далее. С другой стороны, он может заявить, вот у нас есть сильный союзник - США. Они признали геноцид армян, поэтому мы с таким союзником сможем определенный реванш получить на карабахском направлении. И это может найти определенную поддержку, потому что реваншистские настроения в армянском обществе, безусловно, присутствуют.
Конечно, есть и другие причины того, что геноцид армян признали в США. Джо Байден ищет поддержку внутри страны. Известно, что отдельные эксперты его самого относят к сторонникам армянского лобби. И здесь определенный реверанс сделан и в эту сторону, и в сторону традиционно демократических избирателей, которые себя с этим лобби ассоциируют. Понятно, что есть история излишней самостоятельности Турции в рамках НАТО. Но, на мой взгляд, этот шаг, при всем его символически большом значении, экономических и даже актуальных политических последствий не принесет. Вряд ли США будут своему союзнику по НАТО выдвигать какие-то вещественные требования по итогам заявления Байдена. Скорее всего, это можно отнести к символическому одергиванию младшего партнера в рамках Североатлантического альянса.
Возвращаясь к армянскому мотиву, хочу подчеркнуть, что события и заявления последних дней, так или иначе, повышают значение будущих выборов для Армении и делают их практически судьбоносными для самого Пашиняна.