Кремль расставил «флажки»
Гагаринский районный суд Москвы приговорил лидера движения «За новый социализм» Николая Платошкина к пяти годам лишения свободы условно и штрафу в размере 700 тыс. руб. Его обвиняли по двум статьям — ч. 1.1 ст. 212 УК (склонение или иное вовлечение в совершение массовых беспорядков) и ст. 207.1 (публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан).
Эксперты склонны по-разному оценивать позицию государства в отношении либеральных демаршей. Так, политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин говорит об ужесточении действий в отношении оппозиции. Директор Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов, напротив, отмечает относительную мягкость реакции государства в ответ на действия «несистемных» противников действующей власти. Координатор «Левого Фронта» Сергей Удальцов уверен, что приговор главе «новых социалистов» подтверждает прогнозы относительно дальнейшего «закручивания гаек» в политической системе.
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при ТПП Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов считает решение со стороны властей близкое к идеальному.
С одной стороны, в деле Платошкина Кремль четко обозначил свою позицию, прочертил «красные линии», за которые выходить не позволено никому. Власть не может закрывать глаза на провокации, особенно такие, как призывы к массовым беспорядкам, и должна немедленно реагировать на такие сигналы.
С другой стороны, несмотря на серьезность обвинений, суд был более чем милостив к Платошкину: он получил 5 лет условно, то есть человек остался на свободе, но с «последним китайским предупреждением». Таким образом, Платошкин, по сути, теперь выведен за рамки активной политической борьбы.
При этом Кремль не дал возможность внешним и внутренним оппонентам лишний раз подвергнуть себя критике из-за якобы чрезмерных «уголовных репрессий» по отношению к оппозиции.
Поэтому решение со стороны властей, на мой взгляд, близкое к идеальному. Одним выстрелом они убили трех зайцев: обозначили для оппозиции допустимые пределы ведения политической борьбы, фактически вывели из нее Платошкина и сделали это максимально аккуратно, никому не дав лишних поводов для критики. Как говорится, «и волки сыты, и овцы целы».