Либеральным СМИ не хватает драйва
В полку СМИ, причисляемых к либеральным, продолжает убывать: на этой неделе объявили о самозакрытии издания Newsru.com и Vtimes (признан Минюстом РФ иностранным агентом). Первое из них, присутствовавшее на медийном рынке более 20 лет, объявило о закрытии по экономическим причинам. Второе, запущенное менее года назад, такой причиной назвало причисление его к лику иностранных агентов — что, в свою очередь, сделало невозможным его работу тоже по экономическим причинам (опасения рекламодателей сотрудничать с «прокаженным» контрагентом).
Экономические трудности, на которые ссылаются закрывающиеся издания, «пришли бы к ним» независимо от того, получили они статус иноагента или нет, считает политолог, директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников.
Монетизацией, налаживанием потока donations, нужно уметь заниматься, а это сложнее, чем сваливать просчеты в бизнес-модели на происки властей, душащих свободное слово. Давайте говорить честно: тяжелые времена переживают все СМИ, в том числе самые мейнстримовские. Та же CNN сократила штат на 30 процентов. Из-за пандемии сжался рекламный рынок в целом, и сжался он одинаково и для «Медузы» (признана Минюстом РФ иностранным агентом) и для «Правды», и для «Ведомостей». За оставшиеся ресурсы борьба обострилась неимоверно, и эта конкуренция совершенно лишена политической окраски.
Помимо преимущественно рекламной модели финансирования, у медиаресурсов всегда должен быть какой-то запасной вариант, потому что диверсификация служит страховкой от всяческих неприятностей как экономического, так и политического происхождения. При наличии «плана Б» даже попадание в реестр иноагентов не является «смертным приговором».
«Новая газета» и «Эхо Москвы», несмотря на свою оппозиционность, остаются экономически в плюсе. Правда, они не уходят в «красную зону» по причине поддержки, или, если угодно, по капризу конкретных спонсоров. Экономический неуспех либеральных изданий является следствием отсутствия драйва у значительной или даже подавляющей части их целевой аудитории. И это — объективная реальность, а не маркетинговый просчет.
В России с каждым годом сокращается количество идеологически мотивированных людей, которые лично готовы поддерживать партии, организации, газеты... Это касается всех частей политического спектра, и левой, и правой. А значит, с каждым годом все сложнее продавать идеологический продукт, неважно какой он окраски. А значит, нарастает конкуренция за то, что еще остается, в том числе внутри одних и тех же идеологических ниш. На этом рынке между собой конкурируют не оппозиционеры и власть, а либералы с либералами, левые с левыми. И провластные структуры от этого остаются в выигрыше совершенно естественным образом — так как им-то, чтобы оставаться в большинстве, никакого драйва не требуется.
Материал полностью на: https://expert.ru/2021/06/3/oshibka-inoagenta-oppozitsionnyye-smi-proschitalis-s-biznes-modelyu/