Крупные компании – не весь бизнес
Российский крупный и средний бизнес переживает подъем после прохождения острой фазы пандемии коронавируса, выручка возвращается на докризисные уровни и бизнес планирует нанимать новых сотрудников, показало регулярное исследование компании «Делойт» в СНГ «Опрос финансовых директоров ведущих компаний в России».
Подъем крупного бизнеса не означает подъема экономики в целом, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.
Устойчивость крупных компаний совсем не говорит об общем экономическом положении в государстве и о состоянии бизнеса, как такового. В нищей Африканской стране две или три крупные компании, добывающие алмазы, могут себя чувствовать прекрасно, а все остальные будут ходить в пальмовых листьях, не имея денег купить даже джинсы. Продажа одежды, гамбургеров и всего остального будет на нуле.
Конечно же, уверенность крупных компаний в завтрашнем дне – это хорошо. Но это не общее состояние бизнеса, хотя и важный элемент экономики. В России большая часть ВВП создается крупными компаниями, а не малым и среднем бизнесом, как в Европе. По факту крупные компании – это рабочие места, региональные бюджеты, федеральная казна.
Уверенность крупных компаний, на мой взгляд, происходит из-за того, что они видят понятную организованную работу правительства. В период первой волны пандемии и после нее достаточно четко правительство ставило задачи, выполняло их, требовало отчетности. Была предсказуемость, логика, системность и понимание того, что будет происходить, предпринимательский климат в стране правительство будет организовывать. И сейчас есть понимание, что ситуация под контролем, шараханья вправо и влево не происходит. Что еще важно в этой ситуации, есть надежный капитан, есть надежный штурман у руля. Корабль не будет бросать.
Что касается последствий пандемии, тут не все так хорошо. Если посмотреть статистику, сейчас в Москве и в крупных городах ситуация не такая блестящая, чтобы говорить, что пандемию и ее последствия мы преодолели. Может быть, мы на грани начала третей волны. И вот это будет очень неприятно, когда во всем мире пандемия идет на убыль, и многие страны выходят из коронавирусных ограничений, а у нас начнется третья волна.
На мой взгляд, пока пандемию не удается преодолеть. В России очень низкий процент вакцинированного населения. Радостные реляции начала года, что у нас первая вакцина, мы сделали уже четыре – ничего не дают. Люди не вакцинируется - не верят, не хотят, нет воли, чтобы заставить население вакцинироваться .Это проблема государства.
Не будет вакцинации – будет третья и четвертая волна. Сообщение с другими государствами остановится. Скажут, хотите болеть, болейте у себя за забором. И это проблема для крупного бизнеса тоже, потому что может прерваться целый ряд контактов. Возможно, в мае и казалось, что все еще хорошо. Июнь показал обратное.
Еще один важный момент – очень сложные и негативные макроэкономические процессы. Начинающаяся инфляция во всем мире, дисбаланс в ценах. Рост цен на сырье - спорный вопрос. Понятно, что мы экспортирующая экономика, понято, что крупные компании, которые живут за счет стали, нефти, газа, леса и сельхозпродукции, на фоне мирового роста цен заработают. Но если говорить об экономике страны в целом, о других отраслях – производстве, переработке – очень сложно сказать что получится в результате.