Достижения и проблемы Госдумы седьмого созыва
Политолог, глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев – о встрече президента с депутатским корпусом.
21 июня Владимир Путин выступил перед парламентариями и подвел итоги работы Госдумы седьмого созыва. Это был новый формат – раньше глава государства встречался только с лидерами фракций. Почему в этом году президент решил сменить формат встреч, чем это было вызвано?
– Это было вызвано признанием заслуг седьмого созыва, которому пришлось решать вопросы, не встречающиеся ранее: пенсионную реформу, изменения в Конституции РФ и другие. Этот созыв проявил показательную работоспособность, рассмотрев 6 479 законопроектов и приняв 2 672 из них. Также депутаты разгребли завалы законопроектов, оставшиеся от прошлых созывов.
Кроме этого, возросла субъектность Государственной думы, она была надежным партнером для президента буквально во всем, особенно продолжая работать в условиях пандемии и принимая решения, необходимые в борьбе с преодолением кризиса, вызванного ею. Достаточно вспомнить, что Госдума седьмого созыва приняла более ста законов в поддержку материнства и детства и сделала акцент на строительстве социального государства.
В преддверии непростых выборов для системообразующей партии «Единая Россия» Владимир Путин хотел показать роль и значение работы конституционного большинства, а также всех фракций депутатов.
Владимир Путин во время выступления также указал на необходимость перемен в совместной работе кабинета министров и Госдумы. О каких изменениях шла речь, что не так сейчас?
– Речь шла о том, что ряд законопроектов инициируется и готовится вне стен парламента. Государственная дума должна быть равноправным партнером правительства в обсуждении тех законопроектов, которые им инициированы. Нижней палате парламента следует больше проявлять свою субъектность, предлагая способы совершенствования или изменения деталей того или иного законопроекта.
Также Государственная дума теперь имеет конституционное право утверждать кандидатуры членов правительства, а это значит, что на этой площадке кандидатам в министры нужно максимально убедительно выступить в защиту своей будущей работы.
В данный момент некоторые министры совсем не готовы к общению с депутатами, подобного не должно повторяться. Существует реальная необходимость углубления конструктивного взаимодействия, тем более что некоторые депутаты Госдумы начинают работать в правительстве, а некоторые бывшие министры могут стать депутатами.
Чем запомнилась работа Госдумы седьмого созыва, какие главные достижения вы могли бы выделить?
– Я бы выделил качество работы председателя Госдумы. Володин активно пытался бороться за депутатскую дисциплину, и у него это хорошо получилось. Стало намного меньше дурных выступлений и не проработанных законопроектов, а также самопиара и самолюбования.
Какие основные провалы / неудачи этого созыва вы могли бы выделить?
– То, о чем я буду говорить, нельзя назвать провалами, есть проблемы. Одна из них – осуществление обратной связи. В Госдуме мало принимать необходимые для страны решения, депутаты должны уметь обосновать в том числе и непопулярные реформы. Например, пенсионную реформу, неизбежность которой надо было разъяснять населению. Активное взаимодействие с избирателями со стороны отдельных депутатов пойдет Госдуме на пользу, хотя нынешний спикер делал все возможное для этого.
Кстати, существуют результаты опросов, связанных с необходимостью парламента в России, и некоторые респонденты выражают сомнение по этому поводу. Именно поэтому нужно доказывать необходимость как самой Государственной думы, так и отдельных ее депутатов. Чем выше будет статус Госдумы в глазах избирателей, тем легче будет проводить избирательные кампании.
Предыдущие созывы создали впечатление, что Госдума – всего лишь инструмент в руках исполнительной власти, а мы стремимся к тому, чтобы она, наоборот, воспринималась самостоятельным органом. Для того чтобы эволюция системы продолжалась в сторону мейнстрима, по которому идут разные страны, нужна определенная гражданская зрелость, в обществе должен быть запрос на разделение властей и понимание их самостоятельной значимости.
В каких направлениях восьмому созыву нужно продолжить работу этого созыва или наоборот что-то нужно кардинально исправить?
– В любом случае преемственность нужно обеспечить, может быть, даже и председатель останется прежним, но состав будет обновлен. Новые депутаты должны уметь слушать и слышать людей, усилить обратную связь, рассказывая о тех решениях, которые Государственная дума принимает, а новые возможности будут зависеть от общей социально-экономической ситуации в стране. В первую очередь необходимо сделать акцент на социальной повестке и народном приоритете, ведь Госдума должна быть посредником в отношениях власти и населения.
Новому созыву могу пожелать не стесняться, с самого начала четко сформулировать свою систему приоритетов, понятную избирателям, и работать на повышение статуса законодательной власти в России.
Ранее опубликовано: https://fedpress.ru/interview/2766084