Нефть всему голова, или На чем держится американский доллар
США не боятся того, что Китай и Россия откажутся от доллара, заявил глава американской ФРС Джером Пауэлл. «Этого нет на наших радарах. Доллар — мировая резервная валюта, другой, которая бы смогла соревноваться с ним, нет и близко», — сказал он на слушаниях в парламенте. По его словам, силу американской валюты обеспечивают работающие демократические институты США, открытые рынки и низкая инфляция. Ранее в июне российский Минфин объявил, что в течение месяца изменит структуру ФНБ: доля доллара сократится до нуля, британского фунта — до пяти процентов, японской иены — останется на уровне пяти процентов, евро — вырастет до сорока процентов, юаня — до тридцати процентов, кроме того, в структуру фонда войдет золото с долей в двадцать процентов.
Главный вопрос - в чем будет торговаться нефть и привязанные к ней экспортные продукты, считает политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников.
Россия может отказаться от доллара как от средства накопления и средства расчетов. Но у денег есть еще одно определение – мера стоимости товара. И здесь Россия сама ни отчего отказаться не в состоянии. Есть международные правила, которые эту меру определяют. Стоимость целого ряда жизненно важных для России продуктов экспорта рассчитывается в долларах. В первую очередь это нефть, потом газ, но он привязан к нефти.
Так что, главный вопрос - в чем будет торговаться нефть и привязанные к ней экспортные продукты. Несколько лет назад активно обсуждали попытку Китая запустить на Шанхайской бирже торговлю нефти в юанях. Ряд экономистов говорили, что это чуть ли ни «похороны» доллара. Что, как только нефть начнет котироваться в юанях – а это предложение для стран Персидского залива, которые уже чуть ли не больше ориентированы на Китай, чем на США - тут то доллар и посыплется. Но уже несколько лет, как это произошло. Нефть торгуется в юанях, и ничего. Все-равно мировые цены определяются в долларах. И пока это так, полного отказа от доллара не произойдет.
Почему так получается? А потому, что США – это светоч демократии, которую они несут по всему миру с помощью своих атомных авианосцев и самолетов пятого поколения с ядерными боезарядами. Потому что в США миссия нести демократию связана с тем, что количество военных баз за рубежом - для того, чтобы нести демократию, без сомнения – больше, чем количество баз всех других стран вместе взятых. А раз так, то американцы абсолютно правы.
Пока мировые товары торгуются в долларах ни у России, ни у Китая не получится уйти от доллара. У России вообще не получится, поскольку Россия не предпринимает никаких шагов по созданию собственной системы торговли. Владимир Владимирович Путин очень много лет назад говорил о том, что давайте начнем торговать углеводородами за рубли. Игорь Сечин даже тогда купил часть Петербургской фоновой товарной биржи. Под это дело выгнали Военно-Морской музей. Сказали, здесь теперь будет биржа, будем торговать газом и нефтью за рубли. Музей выгнали, директора музея посадили, ну а здание до сих пор стоит пустое, никто его не использует. Ну вот это был проект Владимира Владимирович Путина, который «успешно», надо сказать, выполнили таким образом. В конце концов Сечин в лице «Роснефти» в прошлом году из проекта биржи вышел.
Как средство накопления доллар постепенно теряет свои позиции во всем мире - это правда. И расчетов в долларах ведется меньше. Но все остальные валюты все-равно привязаны к доллару. Для того, чтобы купить нефть за евро страны ЕС рассчитывают ее стоимость в долларах. Поэтому и у них, и у нас доллар все-равно есть. Не можем мы в чем-то другом рассчитывать пока цена нефти котируется в долларах. И также по остальным продуктам.
Если бы Евросоюз запустил свою биржу или начал бы торговать, например, на Лондонской бирже нефтью, вернувшись к формированию цены в фунтах стерлингов – такой проект существовал, и Англия готова была вернуть котировки в фунты стерлингов, как это было около полувека назад - это был бы ход. Но Евросоюз этого не делает. И Лондон этого делать теперь не будет.