Иностранное вмешательство в выборы сведено к минимуму
Политолог, руководитель аналитического центра «Акценты», эксперт Центра ПРИСП Антон Чаблин – об обсуждении Центризбиркомом иностранного вмешательства в российские выборы.
На мой взгляд, логика осажденной крепости контрпродуктивна. Длительность мобилизационного эффекта антизападных настроений в обществе конечна, они уже оказались исчерпаны после кампании 2016 г. А сейчас и вовсе, как мне кажется, использование подобной риторики может привести к обратному эффекту — росту политической апатии и аномии. Учитывая референдумный по сути характер кампании, властям это не нужно.
Возьмем и юридический аспект. Последнее время мы наблюдали ужесточение законодательства: появление понятий «иностранные агенты» и «нежелательные организации», расширение толкования понятия «экстремистская организация» вкупе с мобилизацией государством организованных негосударственных организаций (ГОНГО), в частности, появление института наблюдателей от Общественных палат и многими другими факторами. Это сводит к минимуму возможность реального вмешательства в выборы, о которой говорит Памфилова.
Вывод простой. Заявления об опасности вмешательства — это и не констатация реальных фактов, и не мобилизационный сигнал для избирателя. Значит, это сигнал для коллективного Запада. Хочу, правда, заметить, что он тоже в значительной степени пропагандистский, поскольку в реальности с теми же западными институтами Россия прекрасно работает. Достаточно назвать недавнюю организацию наблюдения на парламентских выборах в Армении по линии Бюро по демократическим институтам и правам человека.