«Коммунисты России»: крах бонапартизма в отдельно взятом регионе
Омское региональное отделение «Коммунистов России» не будет выдвигать кандидатуру на выборах губернатора Омской области, несмотря на ранее сделанные заявления их лидера Владимира Жукова. Более того, стали появляться версии о прекращении деятельности омских «Коммунистов России». Журналист, политолог, член Общественной палаты РФ Александр Малькевич и его взгляд на историю омских «Коммунистов России», их взлет и, очевидно, падение.
— Александр, у омских "Коммунистов России» ведь недолгая история успеха?
— История «Коммунистов России» в Омской области продолжалась несколько лет, и в целом им успех не сопутствовал до тех пор, пока в прошлом году не было принято решение сформировать электорально привлекательную тройку на выборах в Горсовет Омска. Возглавил список популярный телеведущий Владимир Казанин, который потом и стал депутатом. На втором месте - Светлана Андрушко, культовая женщина для Омска, все знают этого легендарного борца; дважды депутата Заксобрания по мажоритарному округу в городе – против олигархов, без денег! Третьим стал как раз первый секретарь регионального отделения Владимир Жуков.
Такая конфигурация - лидер организации/социальщица/специалист ЖКХ - оказалась удачной, они смогли добиться колоссального успеха, преодолели пятипроцентный барьер в горсовет, получили один мандат и парламентскую льготу, по которой теперь «Коммунисты России» в Омской области могут выдвигать кандидата на выборах всех уровней без сбора подписей.
Если бы были какие-то деньги в той кампании, они могли бы получить и два мандата. При этом те минимальные средства, на которые проходила кампания, привлекал Казанин, как человек электорально известный.
— Однако, после такого успеха в региональном отделении сразу начался разлад?
— Да, дальше мы видим, как произошло головокружение от успехов и моментальный практический крах политорганизации. Начались конфликты, противостояния, региональный вождизм и бонапартизм.
Жуков почему-то решил, что единственный мандат должен достаться ему, занимавшему третье место в списке. В новейшей политической истории это может случиться тогда, когда кандидат – еще и спонсор всей кампании. А когда не вкладываешься ни финансово, ни интеллектуально - было бы странно. Казанин предлагал Жукову стать помощником в горсовете, причем на оплачиваемой основе. Но он посчитал это ниже собственного достоинства. Начались центробежные процессы.
За эти полгода с лишним организация себя никак не проявляла, и может случиться так, что при первой же проверке Минюста она прикажет долго жить. И в таком плане это любопытный кейс, пример того, как от великого до смешного - один шаг.
— При этом, Жуков утверждал, что будет баллотироваться в губернаторы?
— Как можно увидеть в открытых источниках, Владимир Жуков еще с весны стал раздавать комментарии о том, как «Коммунисты России» в его лице будут участвовать в губернаторских выборах. А я говорил, что это абсолютно исключено. Так и произошло.
Владимир Казанин продуктивно работает, более того, как авторитетный специалист, стал зампредом комитета горсовета по ЖКХ, входит во множество экспертных, наблюдательных советов, ведет приемы как депутат. А Владимир Жуков превратился в карикатурного трибуна, давал всем эпитеты, оценочные суждения, выступал в СМИ с громкими, ничем не подтвержденными заявлениями. В том числе, говорил, что идет в губернаторы. Учитывая его формальный статус руководителя обкома, журналисты велись на его заявления. Теперь проблема шире: он не выдвинулся и не объяснил, почему этого не произошло - можно ли его после этого считать адекватным политиком?
— Он же приходил и к Вам на телевидение?
— Владимиру Жукову нельзя отказать в определенной харизме. Да, я, в бытность руководителем областного телеканала, часто приглашал в различные программы лидера омских «КР», он придавал живости программам. Помимо этого, у нас была открытая трибуна, без стоп-листов, и это стало любопытным кейсом, который показал, что либерализм подобных подходов плохо приживается в российских СМИ. На канале возможности для выступления имели все, от самых левых до самых правых, в программах участвовали все, включая представителей внесистемной оппозиции – и вот они то после эфиров еще и в суд пытались подавать на нас. Скажем так, «вместо спасибо».
Жуков тоже повел себя странным образом: ему давали зеленый свет, приходи, говори, что хочешь. А он, вместо того, чтобы поблагодарить за предоставленную возможность, стал рассказывать, как ему все не нравится, как ему не дают высказываться. В итоге, меня там уже нет, канал работает, Жукова никуда не зовут, отделение разваливается.
— Какие теперь перспективы у партии?
— На фоне того глубокого кризиса, который переживает КПРФ в Омской области, квинтэссенцией чего стал добровольный выход из губернаторской борьбы, «Коммунисты России» могли бы себя проявить. Для них освобождается прекрасная ниша, они обладают хорошими возможностями и ресурсами: есть медийный депутат, есть телевидение. Жуков мог бы «молотить» коммунистов за их соглашательство, три года выступать, а потом спокойно идти в заксобрание и смело брать минимум два, а то и три мандата. Вместо этого начинаются внутренние (и частично внешние) разборки, споры на ровном месте и, как незавидный финал, ликвидация отделения и бесславный конец.
При этом, исходя из особенностей законодательства, партия все равно сможет в 2021 году выдвигать кандидатов. Но если нет никакой опоры, базы в регионе, можно выдвигать людей только на экономических условиях, продавать места в списке, если не на кого опираться. В этом смысле я считаю, что федеральное руководство партии совершило ошибку. Ведь не так много у КР регионов, где удалось преодолеть 5% порог. Если видно, что неадекватный региональный руководитель, его надо менять и играть «в долгую».
И в этом смысле поведение Жукова вызывает чувство тотального недоумения. Настолько была удивительная площадка, на которой можно показать хорошие результаты в 2021 году, а все это спущено в канализацию из-за обид человека, который себя существенно переоценил. Похоронил и себя как политика – и отделение партии в регионе.