Выборы-2021: какой выбор сделают разочаровавшиеся граждане?
Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Григорий Казанков – о ходе избирательной кампании-2021 и формах агитации, которые используют политические партии.
Кампания идет в консервативном ключе или инерционном, а если говорить простым человеческим языком, то практически не идет. То есть не видно, чтобы партии или отдельные кандидаты, за исключением нескольких округов, по-настоящему бились за голоса избирателей. С чем это связано? Возможно с тем, что партий много и далеко не у всех есть достаточно ресурсов, чтобы вести кампанию на всей территории России. Тяжело попасть везде, тяжело быть услышанным в такой большой стране.
Такая ситуация особенно выгодна для тех, кто хочет сохранения думского статуса-кво. Я думаю, что прежде всего власть все устраивает в нынешней Думе. Мне кажется, что практически всю парламентскую оппозицию все устраивает. Конечном, им, наверное, хотелось бы иметь побольше голосов, портфелей председателей или заместителей председателей комитетов, какие-то дополнительные ништяки, но принципиально их все устраивает. У них есть статус, зарплаты, машины, спокойная жизнь. Опасение чего-то потерять и изменить перевешивает надежду получить чего-то большее — власть. Ни одна из парламентских партий не хочет получить хотя бы кусочек этой власти, что приводит к молчанию в повестке или нежеланию как-то вкладываться ресурсами.
Мне кажется, что на этих выборах эта история прокатит, хотя, главный вопрос — куда пойдут те люди, которые привыкли ходить голосовать, и которые разочаровались во всех парламентских партиях по разным причинам. Таких людей, судя по соцопросам, 25-30%. Это достаточно большой электорат. Если он, например, увидит для себя какую-то привлекательную силу, которой удастся предстать перед большинством этих людей, тогда это может серьезно изменить картину.
Главная интрига избирательной кампании — какой выбор сделают разочаровавшиеся люди. Сейчас мы видим, что при очень стабильной ситуации, есть тенденция снижения рейтинга ЛДПР, КПРФ. Пусть не глобальная, но тенденция есть. Мы же понимаем, что тенденция — это важная история. Есть тенденция подрастания рейтингов малых партий. Люди начали искать. В этом смысле есть, как минимум, три партии, которые теоретически при определенных раскладах могут претендовать на прохождение в Думу.
Традицию переносят в новые форматы, я думаю, что это прежде всего характеризует кампанию «Единой России», потому что они активны в интернете, но там воспроизводят то, что они 15 лет назад делали в печатных СМИ, которые сейчас не работают. Немного удивляет история с ЛДПР. Если «Единая Россия» переносит старое содержание на новые носители, на новые коммуникативные инструменты, то ЛДПР этого не делает. Они привыкли вешать билборды, и продолжают это делать. Не знаю, насколько это им поможет сохранить позиции, которые у них есть в нынешней Думе.
Ранее опубликовано на: https://actualcomment.ru/podkast-2108201810.html