Красноярцев попросили проголосовать в другой раз
Выборы в Красноярске начались с огромных очередей на избирательные участки. Еще накануне, 16 сентября, в одной из партий сообщили об аномалиях на избирательных участках в Красноярске. В одночасье на четыре участка прикрепились 3 270 избирателей, а в Красноярском крае к местным УИКам по месту пребывания прикрепились аж 40 722 избирателя.
Отстояв длиннющую очередь, люди вряд ли сохранили хотя бы ту лояльность, с которой возможно еще шли на избирательные участки, отмечает политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко.
Очереди к избирательным участкам в Красноярске обернулись провалом первого дня голосования. Тут надо понимать, что образовали эти очереди люди, движимые к данным участкам руководителями организаций, в которых работают. В большинстве сотрудники федеральных органов исполнительной власти на местах, которые получили команду их центра. Ну а местные чиновники не смогли грамотно распределить своих подчиненных по УИКам.
Безусловно, даже для человека, который профессионально занимается политикой, такой поворот дел взывает определенные вопросы. Кроме того, люди, которые голосуют на этом участке постоянно, потому что приписаны к нему по месту проживания, увидев огромные очереди, махнули рукой и ушли.
В итоге чрезмерное административное рвение привело к тому, что не проголосовали те, кто действительно хотел, а голосовали те, кого заставили. Наверняка и у тех, и у других вся эта история вызвала как минимум раздражение. Я уверен, что в этих очередях люди разговаривали друг с другом, потому что долго стоять и молчать не свойственно нашему человеку. Спрашивали, кто откуда, почему пришли именно сюда, кто кого привел. И это, конечно, дает абсолютно ненужный отрицательный флер. А может и боком обернуться администраторам подобных процессов. Отстояв длиннющую очередь люди вряд ли сохранили хотя бы ту лояльность, с которой возможно еще шли на избирательные участки.
Если бы то же самое было организовано в течение дня и на разных УИКах, люди бы шли каким то небольшим потоком – может быть было бы небольшое скопления у столов с бюллетенями или у избирательных урн. Но если это пять-шесть человек, это все вполне себе создавало бы здоровую атмосферу нормального рабочего процесса.
Честно говоря, даже дальневосточные приезды военных на машинах не бросаются так в глаза, как красноярские очереди по 150 человек. Поскольку военные несут ответственность за свой личный состав. И то, что они приезжают вместе или приходят строем – это традиция.
А уж вишенка на торте… На мой взгляд, это просто позор, когда приезжает руководитель краевой избирательной комиссии и просит людей прийти в другой раз.
Справедливости ради похожие ситуации были и в других территориях, в том же Кургане. Но Красноярск первым и ярче всех продемонстрировал внезапно проснувшуюся гражданскую ответственность на всю Россию.
Мне эта история начинает напоминать историю с Белоруссией. Только наоборот. Там люди стояли в очереди после закрытия избирательных участков. А здесь – еще до их открытия. Такая кривая аналогия. Но так или иначе это дает нашим западным партнерам лишний повод подвергнуть сомнению честность и прозрачность выборов. А виноваты тут, на мой взгляд, исключительно те люди, про которых говорится в пословице про молитву и травму головы.