Легитимность 2.0: проверка большими выборами
Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко предупреждает, что конец выборов – начало большой битвы интерпретаций.
Ключевой характеристикой любых выборов является вопрос легитимности, т.е. признания их результатов. По большому счету, в современном мире легитимность обеспечивается двумя составляющими: чистотой формальных процедур (юридическая сторона) и информационным освещением (вопрос доверия, убедительности).
Технический прогресс и мир социальных сетей породили интересный эффект. С одной стороны, мир создаёт впечатление полной информационной прозрачности: любое резонансное событие моментально фиксируется на имеющийся у каждого гаджет и вирусно распространяется, становясь тут же доступным на другом конце страны.
С другой стороны, новая реальность девальвировала ценность факта. Тут и нашествие фейков, и феномен постправды, когда эмоциональная яркость замещает действительность факта, и бешеная скорость информационного потока, при которой у обывателя нет ни времени, ни сил, ни желания проверять правдивость яркого сюжета.
Всё это усугубляется жесткой поляризацией, которую порождает мир соцсетей: фильтруя круг сетевых друзей и сообществ, обыватель незаметно для себя оказывается в "резервации" единомышленников, искренне полагая, что разделяемые ими политические ценности, разделяют практически все (эффект "эхо-камеры"). Столкнувшись же с носителями других идей, такой обыватель искренне убежден, что имеет дело с маргиналом, что неизбежно повышает градус взаимной агрессии.
Если степень юридической "стерильности" вполне легко "взвесить" и "измерить", то в описанном контексте с такой составляющей легитимности как общественное доверие всё обстоит значительно сложнее.
Как бы федеральный политменеджмент ни делал установки на обеспечение чистоты и легитимности выборов, как бы ЦИК России ни старался дать доступ к видеозаписям с камер, установленных в УИКах, как бы независимые наблюдатели масштабно ни "закрывали участки", это никак не исключает "темной стороны" избирательного процесса.
Тут и региональная специфика электоральных султанатов (когда члены УИКа "скармливают" КОИБу пачки бюллетеней, как это было в Башкирии), и исполнительные дураки, буквально мавзолейными очередями мобилизующие избирателей в первый день голосования, и перегибающие с психологическим напором кандидаты (как это было с кандидатом от КПРФ Николаем Бондаренко), и технические сбои и зависания при подведении итогов голосования, и много чего ещё. И что из этого считать правилом, а что досадным исключением - зависит от того, как преподнести информацию.
Именно поэтому в ближайшие дни нас ждёт большая битва интерпретаций.