КПРФ готовится к решительному бою?
Эксперты обсуждают возможность раскола внутри КПРФ. Из закрытых источников в СМИ поступает информация о якобы назревающем конфликте между федеральным руководством партии и ее московским горкомом во главе с Валерием Рашкиным. Поводом для возникновения разногласий якобы стало неприятие Геннадием Зюгановым и его окружением тактики расширения и радикализации протестных акций. В ходе последних столичные коммунисты оспаривают результаты выборов в Госдуму, в первую очередь – в контексте использования электронного голосования.
Вероятность возникновения раскола в рядах КПРФ прокомментировал политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Алексей Сахнин.
Эти слухи не беспочвенны. Хотя, как обычно и бывает, они не передают точно драматургии процессов внутри партии.
Последние события вынуждают КРПФ определить свою позицию относительно развития уличных протестов и степени готовности к (пусть и электоральному) конфликту с властями. Руководство партии вынуждают дать четкий ответ на вопрос о том, готово ли оно решительно защищать свои интересы по итогам голосования и хотя бы иногда побеждать партию власти в ходе выборов. На одной стороне баррикад здесь оказался не только Рашкин. Достаточно вспомнить о представителях партийных организаций ряда регионов в Сибири, в которых региональную группу возглавлял Левченко.
Вопрос об определении дальнейшего политического курса партии поставлен самим ходом событий. Зюганов и многие иные представители руководства КПРФ опасаются, что решительные действия приведут к лобовому столкновению с властью, в ходе которого партия неизбежно потеряет многие из завоеванных позиций. Приведет ли это к расколу среди коммунистов? Трудно сказать. Мне кажется, что ключевой фактор в данном случае – это дальнейшая стратегия самой власти по отношению к КПРФ.
Реальные итоги выборов (КПРФ получила по спискам столько же голосов, сколько и «Единая Россия», в диапазоне от 30% до 35%, если вычесть отсюда результаты электронного голосования) воспринимаются Кремлем как «тревожный звоночек» и переход оппозицией «красной черты».
КПРФ в глазах власти становится равновеликой силой. Возникают опасения, что протестный вызов власти будет конденсироваться и оформляться на левом фланге. Власть наносит удары по КПРФ и левым силам и, вероятно, продолжит действовать в том же русле. Будет ли частью этого наступления провокация раскола внутри КПРФ – поживем-увидим. Риск развития этого сценария нельзя назвать нулевым.