Избирательные процедуры требуют правовой компетенции
13 октября Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека выпустил доклад мониторинговой рабочей группы, наблюдавшей за ходом выборов в рамках Единого дня голосования в 2021 году.
Ответственный секретарь Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека, президент Центра ПРИСП Александр Точенов обозначил перспективы развития электорального мониторинга и выделил отдельные задачи в развитии избирательной системы на ближайшую перспективу.
В этом году мониторинговая группа Совета наблюдала за выборами в течение трех дней голосования. В дальнейшем мы рассмотрим вопрос о расширении временных рамок наблюдения. Это позволит мониторингу охватить остальные стадии избирательной кампании.
Подготовленный МРГ доклад носит обобщенный характер и содержит системные предложения и рекомендации по совершенствованию избирательной системы. Мы не стали указывать частные случаи, недостатки устранялись на месте, серьёзные случаи, требующие выяснения и расследований, находятся на контроле.
Среди выводов, изложенных в докладе, следует отдельно выделить положения о повышении уровня подготовки членов избирательных комиссий. Человеческий фактор никто не отменял. В первую очередь, нужно повысить уровень их правовой компетенции. И это невозможно без повышения уровня профессионализма. Решить эту задачу можно только путем организации систематического обучения на постоянной основе.
О такой необходимости говорят и те факты, что члены комиссий зачастую неосознанно допускали нарушения прописанных в законе процедур. Несмотря на то, что ЦИК РФ заблаговременно снабдил все комиссии четкими и понятными инструкциями. Модели поведения членов избирательной комиссии при проведении определённых законом действий были прописаны до мелочей. Но в УИК все равно допускали процедурные нарушения.
Следующий аспект: необходимо обеспечить должный уровень психологической устойчивости членов избиркомов. Работа в течение трех дней подряд создает колоссальную нагрузку на представителей комиссий. Речь идет и о физическом, и эмоциональном давлении. Они находятся в состоянии перманентного стресса. И это заметно облегчает задачу подрыва доверия к избирательному процессу как для провокаторов, так и для создателей фейков. Особенно печально, что физическая и психическая усталость могут налагаться на такой фактор, как пробелы в знании избирательного законодательства.
Члены мониторинговой группы полностью солидарны с позицией Центризбиркома в вопросе о проведении электронного голосования. Оно должно быть организовано на единой федеральной платформе. Заниматься его проведением должна профильная структура – ЦИК РФ (если речь идет о кампаниях федерального уровня). Решение передать эти функции системе исполнительной власти в регионах лишь подорвет доверие граждан к результатам выборов.
Опубликовав итоговый доклад, МРГ не закончила свою деятельность. Мы планируем, с привлечением экспертного сообщества, рассмотреть конкретные вопросы регулирования избирательных процедур и внести свои предложения в ЦИК, профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации.