Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП
12.01.2022

Садкин: Политконсультантам не нужна трудовая книжка

 

В конце декабря в Москве прошел VII Конгресс Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Новым президентом ассоциации был избран Григорий Казанков – политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП. Глава РАПК анонсировал планы масштабных преобразований. Было заявлено о намерении добиваться формального признания профессии политконсультанта, вести работу над созданием профстандарта и инициировать запуск программ подготовки профильных специалистов в вузах

Инициативы нового главы РАПК активно обсуждаются в профессиональном сообществе. Политтехнолог, директор региональных проектов Центра ПРИСП Антон Садкин в эксклюзивном комментарии для портала «Выбор народа» выделил «подводные камни» проектов реформ.

- Как Вы относитесь к идее формального признания профессии политконсультанта?

- Если формальное признание профессии политконсультанта в России не произошло сразу после ее возникновения естественным образом, то я не понимаю, зачем это делать сейчас искусственно? Это никому не нужно, на мой взгляд.

Можно, конечно, зафиксировать принадлежность к профессии политического консультанта, а затем разделить ее представителей на обладателей первой, второй и третьей степеней. Можно пойти дальше, и разделить политконсультантов по принадлежности к конкретной сфере деятельности. У нас появятся политконсультанты в области медиа, полевых технологий или создания АПМ.

Но я придерживаюсь иной позиции. Не нужно чинить то, что и так работает. Люди, приходящие в профессию, не задаются вопросом: «Что, в трудовой книжке не будет отмечено, что я работал политтехнологом у кандидата Икс? Нет, нужно срочно менять профессию». Это моя позиция на данный момент. Все коллеги встроены в сложившуюся систему и успешно работают. Можно подумать о внесении некоторых изменений в закон о выборах. Например, можно добавить в него положение о статусе условного «помощника кандидата». Политконсультанта в ходе кампании могли бы оформлять на эту позицию.

- При обсуждении темы профстандарта для политконсультантов упоминалось, что он станет не этическим кодексом поведения, а перечнем навыков, компетенций, умений, которыми должен обладать соответствующий специалист. Также отмечалось, что профстандарт может использоваться нанимателями, чтобы они могли отсеять «зерна от плевел» при найме политтехнолога. Этот подход можно назвать рабочим, по вашему мнению?

- Нет. По моим наблюдениям и исходя из опыта коллег, как для себя выбирают технологов кандидаты? Либо через знакомых, уже имеющих опыт успешного участия в выборах и потому способных рекомендовать технолога, либо курирующие административные инстанции или выдвигающие кандидатов партийные организации предлагают претендентам своих специалистов. Наши друзья и коллеги, начиная с Валентина Полуэктова с его ресурсом ИЗБАСС, уже делали реестры политтехнологов. Там можно было найти информацию по типу «Вася Пупкин, из Когалыма, принадлежит к команде «Дикие пчелы против меда», имеет опыт работы орговиком в течение 10 лет, его контакты».

Имелись и более широкие версии реестров. Например, у Алексея Колодяжного был ресурс, на котором размещались развернутые резюме более 5 тысяч политтехнологов и политконсультантов и в целом людей, имеющих отношение к «выборным» специальностям. Но в основном кадры ищут «по телефону», по совету коллег и знакомых или настоятельным просьбам вышестоящих структур. Ничего не меняется. Если такой профстандарт будет внедрен, мы опять вернемся к тому, что это потребует полной и подробной формализации. Как и в случае с медиками, потребуются длинный перечень специальностей и затяжная подготовка. Если проводить аналогию с врачами, нужно будет закончить сначала основной курс обучения, потом интернатуру, ординатуру, и только затем тебя допустят к аппендиксу реального пациента.

- Касаясь вопроса об обучении политконсультантов. Сейчас на площадке РАПК обсуждается запуск программ подготовки будущих политических консультантов и политтехнологов в системе высшего образования. Однако эти планы были озвучены на фоне прогноза о сокращении объема финансирования избирательных кампаний и росте конкуренции в отрасли. Отмечается, что чиновники и партийные функционеры все чаще пытаются решать задачи без привлечения политконсультантов, своими силами. Не приведет ли появление «дипломированных политконсультантов» к еще большему увеличению конкуренции и масштабному снижению цен из-за демпинга со стороны вчерашних студентов?

- Если мы предполагаем, что политконсультант – это человек широкого спектра знаний, навыков, таланта, опыта, способный выступать в амплуа «и жнец, и швец, и на дуде игрец», то нужно признать один факт. Обучить такому можно либо на философском факультете (исходя из определения философии как науки о науке), либо при наличии у человека врожденных навыков. Вряд ли умелых цыган собирают где-то в таборе и заявляют: «А сейчас мы начнем пятилетний курс обучения на тему «Как совершить ай нанэ, чтобы тебе дали денежку».

Понятно, что можно привить человеку какие-то азы профессии. Я с трудом себе представляю процесс полноценного обучения политтехнолога. Спецкурсы по разбору конкретных кейсов – да. Программы подготовки, позволяющие овладеть конкретными навыками – тоже. На базе факультета журналистики или филфака можно научить человека, например, владеть словом. Если ты занимаешься процессом организации избирательной кампании, работаешь с агитаторами, там требуются разнообразные навыки и знания из области математики. Матрицы, выстраивание логистики, составление маршрутов и отчетных документов. Молчу про блок социологический. Электоральные юристы вполне себе востребованы, это, пожалуй, самые дорогие специалисты в нашем цеху в последнее время. Но их готовят на юридических факультетах разных вузов нашей страны.

Пожалуйста, выбирай узкую специальность и, например, пиши не статьи в стол или журнал «Мурзилка», а листовки и агитационные газеты. Welcome. Зачем для этого создавать институт, факультет или кафедру?

И, потом, положа руку на сердце, для чего нужны дипломированные специалисты в нашей сфере? Чтобы потом пришел человек и сказал: «Так, я закончил Институт политконсультирования, я дипломированный специалист, возьмите меня на работу». А потом приходишь ты, и у тебя за спиной опыт ста избирательных кампаний, который охватывает и 90-е годы, и «нулевые», и «десятые», и нынешнюю «новую реальность». Зачем плодить конкуренцию? Ее и так хватает. Для чего? Все, кому это необходимо, освоят нужные навыки. Повторюсь: если формализация профессии будет востребована большинством участников процесса, то это неизбежно произойдет естественным путем.

Сейчас призывы «выйти из тени» неактуальны. Все давным-давно легализованы. Я же не скрываю, что работаю на выборах. И уже долгие годы заключаю официальные договоры с кандидатами. Я считаю, что нужно уйти от представлений о политконсультанте как о «тайном агенте».

akademiya nauk RAN

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Садкин: Политконсультантам не нужна трудовая книжка
banner-cik-min Садкин: Политконсультантам не нужна трудовая книжка
banner-rfsv-min Садкин: Политконсультантам не нужна трудовая книжка
expert-min-2 Садкин: Политконсультантам не нужна трудовая книжка
partners 6
eac_NW-min Садкин: Политконсультантам не нужна трудовая книжка
insomar-min-3 Садкин: Политконсультантам не нужна трудовая книжка
indexlc-logo-min Садкин: Политконсультантам не нужна трудовая книжка
rapc-banner Садкин: Политконсультантам не нужна трудовая книжка