Из политуслуги – в политприслуги
В декабре в Москве прошел VII Конгресс Российской ассоциации политических консультантов (РАПК). Новым президентом ассоциации был избран Григорий Казанков – политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП. Глава РАПК анонсировал планы масштабных преобразований. В том числе было заявлено о намерении добиваться формального признания профессии политконсультанта, вести работу над созданием профстандарта и созданием программ обучения политконсалтингу в вузах.
Эти инициативы дали повод для оживленной дискуссии между членами цеха политконсультантов и политтехнологов. В дискуссии приняли участие и эксперты Центра ПРИСП Сергей Румянцев и Антон Садкин.
Также поделились мнением президент Российской Ассоциации по связям с общественностью, президент Minchenko Consulting Евгений Минченко, председатель совета директоров Центра политического консультирования «Никколо М», президент EAPC, член правления РАСО и член правления РАПК Игорь Минтусов и вице-президент РАПК, политтехнолог Петр Быстров.
Свою позицию относительно инициатив нового главы РАПК выразил и директор по развитию Центра ПРИСП Александр Молвинских.
Меда все меньше, а пчел - больше
или
Политконсалтинг в модели глобального заказчика
- Как вы оцениваете инициативы нового президента РАПК Григория Казанкова?
- Инициативы, предложенные Григорием Михайловичем, имеют право на существование. Однако при их оценке мы должны исходить из результатов анализа рынка. Необходимо учитывать специфику его структуры. Выражаясь образно, его можно сравнить с пчелиным ульем или муравейником. Фактически мы находимся в ситуации, когда у политконсультантов есть один глобальный заказчик. Он сам формулирует свои потребности, а затем происходит распределение заказов между исполнителями. «Главный по пчелам» при этом старается разделить объем задач относительно равномерно, собирает «рабочих» под отдельные проекты. Но таких «прорабов улья» сейчас можно легко пересчитать по пальцам. И это наглядно демонстрируют емкость рынка.
Акторов, которые могли бы хотя бы символически конкурировать с глобальным заказчиком, становится все меньше и меньше. Рынок фактически «скукоживается». Рынок политических услуг меняет направленность в сторону рынка политической прислуги, из-за увеличивающейся централизации власти.
Сейчас вход на рынок ничем не ограничен: достаточно обладать базовыми компетенциями, минимальным опытом работы, интуитивным пониманием соответствующих процессов. Поэтому там появляются новые специалисты, готовые оказывать услуги за меньшие деньги. Это естественно сказывается на оплате труда
Из-за изменения рынка произошла массовая миграция специалистов политической профессии в органы государственной власти. Что привело к полному контролю за всеми выборными проектами на федеральном и региональном уровне.
Сегмент муниципальных выборов еще жив, но движется по вектору к полному исчезновению. Все это – следствия постепенной централизации власти.
Не буду утверждать, что рынок политуслуг исчезает. Он просто переживает период масштабных перемен. Его участники пытаются адаптироваться к новым условиям. Но они требуют от людей уже совершенно других навыков.
В дальнейшем рынок может сильно поменяться при условии роста политической конкуренции и сокращении масштабов ее регулирования.
Мистер Вульф не одобрил бы
или
Конфиденциальность как барьер регулирования
- Как могут реагировать ассоциации политтехнологов на кризисные тенденции в развитии рынка? Условно, как должен измениться РАПК в ответ на эти вызовы? Например, обсуждалась возможность превращения ассоциации в «профсоюз политтехнологов» или площадку для переговоров с заказчиком.
- Рынок политконсультирования охватывает множество услуг, и некоторые из них лежат за границами этики.
В фильме «Криминальное чтиво» есть такой персонаж, как мистер Вульф. Он – «чистильщик», человек, помогающий «авторитетным бизнесменам» избавиться от следов разных недоразумений, способных вызвать недопонимание с представителями закона. Если в вашей гостиной неожиданно обнаружен труп, он приедет по первому вызову, выпьет чашку кофе и за полчаса избавит хозяина дома от возникшей проблемы.
Политконсультант или политтехнолог в ходе своей работы становится причастен к уникальной информации, распространение которой вне узкого круга посвященных недопустимо. Почти всегда он следует букве закона, но иногда вынужден преступать его рамки. Уместно ли говорить о профсоюзной деятельности, если, по большому счету, работа политтехнолога повсеместно сопровождается высокой степенью конфиденциальности? Кому ты будешь жаловаться? Разве что самому себе. Обращаться с такими жалобами в профессиональные объединения политколнсультантов, это все равно что искать поддержки у случайного прохожего на улице, столкнувшегося с похожими проблемами. Максимум тебя могут пожалеть.