Аккаунт фейковый, а запрос на открытость власти реальный
У премьер-министра России Михаила Мишустина нет личных аккаунтов в социальных сетях. Так в правительстве прокомментировали ранее появившуюся в СМИ информацию о том, что фейковый аккаунт председателя правительства выложил в Instagram «сторис» с просьбой к подписчикам оценить работу губернаторов регионов. Пост в фейковом аккаунте появился 27 января. В «сторис» были опубликованы фотографии губернаторов с подписями и окошком для ответов. Резонансом этой новости стала дискуссия о скорой ротации глав некоторых регионов.
Дискуссии о ротации губернаторских кадров идут постоянно, как, впрочем, и ротация глав регионов, комментирует ситуацию политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Алексей Аксютенко.
Конечно, тревожит ситуация, когда руководители регионов не дорабатывают до конца своего срока, потому что в ситуации с быстрой ротацией кадров, когда чиновник не может доработать положенный ему срок, она запускает процессы некоей гонки за существующими благами.
Население в большинстве своем, выбирая каждого нового губернатора, все-таки надеется на то, что жизнь изменится к лучшему. Но за два-три года, а то и меньше, выполнить те задачи, особенно в ситуациях, когда обстановка регионе оставляет желать лучшего, сложно.
При этом, надо признать, что качество управленческих команд, которые сейчас приходят на территории, тоже под большим вопросом. Есть ситуации, когда временно-исполняющий обязанности губернатора приходит вообще без команды. Приходится все делать на ходу, набирать людей, с которыми он не очень знаком. И пока эта машина заработает на благо региона, приходит время очередной кадровой ротации.
Фактор команды
К сожалению, сейчас один из основных принципов формирования управленческих команд – лояльность, а не компетентность. А рассчитывать на лояльность тех людей, которые остались от команды предыдущей, мало кто осмеливается. Есть, конечно, профессионалы, которые сохраняются в следующих командах . Но зачастую досрочная ротация губернаторских кадров вызвана тем, что у населения накапливается достаточно высокий уровень негатива и к руководителю регионом, и к команде в целом. И в данном случае не принимать кадровых решений – это значит брать на себя негатив предыдущей команды, что тоже не каждый приходящий управленец готов делать.
И тут мы получаем ситуацию, когда управленцы, придя в регион, все время начинают работать с нуля. Более того, этот цикл обнуления все время сокращается. Получается так, что они изучают проблему, начинают разбираться в ситуации, на это уходит какое-то время, и тех пресловутых 100 дней, после которых оценивают эффективность работы того или иного должностного лица, уже не достаточно. А как только новая команда более-менее выстраивает работу – у кого-то это получается хуже, у кого-то лучше – наступает очередная ротация. На мой взгляд, это не очень хорошо.
Другое дело, когда губернатор все завалил, все показатели эффективности деятельности стремятся к нулю, рейтинг отрицательный пробил дно, но при этом он продолжает работать. Безусловно, такая ситуация грозит социальным взрывом, мы это в современной России уже видели.
Конфликтующие решения власти
На фоне участившихся ротаций мы сейчас ведем речь о том, чтобы вовсе отменить губернаторские сроки. И здесь возникает определенный конфликт. Возможно, этот когнитивный диссонанс связан с тем, что все меньше чиновников высокого профессионального уровня хотят работать руководителями субъектов Федерации. По большому счету, те люди, которые направляются в регионы, востребованы и в федеральном центре. И уровень мотивации у них при данных назначениях не очень высок. И тут, наверно, они и на пять лет-то не все готовы идти , а уж на десять и подавно. А другая сторона медали в том, что те, кто готов и на пять, и на десять, и на пятнадцать лет, лучше бы их вовсе не подпускать к губернаторскому креслу. Часто это люди, которые хотят построить такую маленькую бизнес-империю и жить припеваючи, подальше от начальства, поближе к кухне. И это тоже история, которая рождает социальный взрыв. Как следствие, в такую ситуацию приходится вмешиваться большой администрации и каким-то образом менять ситуацию.
Наверняка и в этом году ротаций в регионах нам не избежать. Вопрос только, сколько регионов получат обновление. Тем более, что после большой избирательной кампании остались вопросы к целому ряду руководителей субъектов. Я думаю, что смена губернаторского корпуса – просто вопрос времени.
А если бы аккаунт премьера был настоящим?
Думаю, если бы глава правительства сейчас на самом деле заявил о своем аккаунте, это, как минимум, существенно повысило бы рейтинги самого Мишустина. Поскольку, открыто общаясь с народом через социальные сети, через свой личный аккаунт – понятно, что его вела бы и формировала целая команда – премьер показал бы работающий механизм. Особенно, если бы на основе этих рейтингов принимались кадровые решения.
Я хочу сказать, что этим инструментом уже эффективно пользуются. Например, глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Когда она объявила в своем нефейковом аккаунте, что она собирает предложения, куда бы ей приехать с проверкой, люди ей действительно написали. Более того, она их услышала, сформировала в ответ какой-то график своих поездок. Было очень интересно, как к ней начали обращаться, например, жители Минусинска по поводу «черного неба». Она не только отметила эту проблему в своем аккаунте, она сделала так, что в город приехал природоохранный прокурор, а затем и она сама, чтобы решить проблему.
Именно таким образом формируется доверие к власти. Когда через понятные инструменты коммуникации люди обращаются к чиновнику и в ответ получают эффективную реакцию. Понятно, что в интернете есть множество фейков и просто неадекватных людей, которые множат негатив.
По большому счету мы говорим о государственном сервисе. Государство – это сервис для граждан. А работа власти – услуга, которая должна быть оценена. И работа губернатора как человека, отвечающего за предоставление этих услуг, тоже может быть оценена по принципу - доволен потребитель или нет.