Запреты всегда усиливают противодействие
В Совфеде предлагают признать чайлдфри и радикальный феминизм запрещенным контентом. Как заявила сенатор Маргарита Павлова, «в сети романтизируются террористы, преступники, маньяки, убийцы. Под видом прав женщин навязываются и пропагандируются убийства нерожденных детей, в том числе на больших сроках беременности. Под видом защиты нарушенных прав женщин очерняются традиционные семейные ценности и роль женщины в семье - так называемый радикальный феминизм. Под видом свободы выбора пропагандируется отказ от создания семьи и рождения детей - так называемый чайлдфри».
Мы все очень разные. Кто-то не мыслит своей жизни без детей, кто-то не видит детей в своей жизни, комментирует ситуацию политтехнолог, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.
Одни девочки в детском саду играют в дочки-матери и мечтают в «принцессочном» платье выйти замуж лет с трех, а то и раньше. Кто-то не считает это важным. А что может быть хуже, чем семья, где детей не хотели, но считали, что должны (кому должны?) их завести. Быть нежеланным ребенком – страшно. С желанными-то детьми не всегда сразу выстраиваются отношения, а с нежеланными они почти обречены на катастрофу.
Тут стоит, во-первых, задуматься о том, насколько меняется наша жизнь и сами люди. Насколько меняются смыслы. А далее задуматься о том, на что мы можем влиять законодательно, а на что не можем. Надо понимать, что даже если мы на уровне государства транслируем так называемые традиционные ценности, это не значит, что все люди, словно шоколадные конфеты в коробке, четко укладываются в эту структуру и не могут иметь собственного мнения, собственных планов на жизнь.
Невозможно запретить кому-то думать то, что он думает. И не нужно запрещать. Другое дело, что любой контент может стать назойливым и, скажем так, манипулирующим. Знаменитая фраза «часики-то тикают» или вопрос - почему ты не замужем, почему ты не женат? Они являются такой же назойливой и негативной манипуляцией.
Здесь, мне кажется, важно определить степень интеллектуального насилия и манипуляций. У нас сейчас довольно странные времена во всем мире. Воинствующего нетрадиционализма, скажем так. Те же люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией довольно воинственны. Люди, пропагандирующие чайлдфри или асексуальность, тоже бывают довольно воинственны и очень активны в социальных сетях, а это сейчас главная среда общения.
Мы говорим про метавселенную, а на самом деле мы давно уже в ней живем, потому что многие смыслы формируются через соцсети, через интернет. Человек может формировать себе удобную линейку смыслов, буквально отказываясь от тех, кто с ним не согласен. Я, например, воспитываю в себе гибкость и толерантность тем, что не блокирую людей, которые пишут мне негативные комментарии. Мне кажется, важно понимать разницу человеческих взглядов на жизнь и тестировать свои границы. Ну а по большому счету, важно понять, что запретительные меры здесь вряд ли сработают на снижение потенциального воздействия на личность. В том числе, как любят говорить наши политики, на неокрепшую детскую личность. Скорее, наоборот, любые запреты только активизируют противодействие.
И, конечно, когда возникает попытка определить кто нормален, кто ненормален, у меня, в том числе как практикующего психолога, возникает вопрос – а кто определил, что нормально?
То, что в определенное время считается вариантом нормы - это всего лишь вариант наиболее часто встречающихся значений. Допустим, моя короткая стрижка и яркий цвет волос – не норма, наверно, лишь потому, что большинство женщин имеют другие прически. Точно также и в отношении жизненных стратегий. И уже тем более сексуальных предпочтений.
Безусловно, важно работать в информационном пространстве. Но работать не разово, лишь для отчета с галочкой, как многие чиновники, занимающиеся официальной пропагандой семейных ценностей, так кондово, что лучше б они этого не делали, а работать стратегически, системно. И тогда это будет совершенно другая история.
Важно научиться наполнять пространство вовлекающим позитивным контентом, учить личность отграничивать свои желания от желаний других людей. Не запрещать, а помогать понять себя и свое место в мире.
Границы нормы весьма зыбкие, мир меняется. Все, что когда–то казалось революцией, потом кажется блеклой рутиной. Поэтому мир без насилия – это еще и мир понимания, мир позитивных методов взаимодействия.
Для тех, кто сейчас возмущается – так-то я мама троих взрослых детей, и даже, «страшно сказать», бабушка. Что не мешает мне воспринимать этот мир каждый раз как новый интересный опыт.