Точки над «ё»
Политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Сергей Преображенский – о настоящем положении дел, истерике в соцсетях и битве за будущее.
Исходя из заголовка этой статьи, пока не все и не над всеми, но некоторые точки уже можно и нужно расставить.
Не буду анализировать детали военной операции (пусть этим специалисты занимаются), делать исторические экскурсы (было такое искушение) и постараюсь не сваливаться в эмоции. Только про то, что мне кажется главным в данный момент.
Был ли другой выход?
Нет. Невозможно договориться с теми, кто считает, что может диктовать тебе условия, навязывать свои правила и при этом менять их в любое время и по собственному усмотрению. И последние восемь лет нескончаемых попыток «все решить миром» это подтверждают. Пытаясь договориться, мы только теряли.
Договариваться можно только на равных. А для этого тебя должны уважать. Или бояться. В данном случае разница не принципиальна — в краткосрочной перспективе.
К огромному сожалению, военная сила — это единственное, за что нас сейчас уважают. А следовательно, единственный доступный и эффективный инструмент защиты уже не только своих интересов, но и своих границ, своей безопасности. И своего достоинства. Возможно, не лучший. Но в данный момент и в данной ситуации — единственный.
Истерика в сетях
Огорчает, но совершенно не удивляет. Истерика и «говносрач» — главные формы сетевой жизни. Именно они позволяют привлечь сиюминутное внимание «широких масс пользователей» по максимуму. Маркетологи этим пользуются давно и успешно. В том числе, и маркетологи от политики.
Под рыдания «миллионов леммингов» можно продать практически что угодно. Как проще всего вызвать эти рыдания? Сказать: «Вас больше не любят и отдадут на съедение злому Бармалею. Но любовь еще можно заслужить/купить».
Далее следует УТП, прайс прилагается. Пакет «лайт» — лайк и репост, «стандарт» — участие в уличной акции, цена за «премиум» оговаривается отдельно, в зависимости от возможностей клиента.
Сейчас прямо очень хорошо видно, как это работает. Отчетливо. Огорчает другое — неспособность и нежелание огромной массы людей мыслить самостоятельно, превращение их в лояльную целевую аудиторию.
Впрочем, если отбросить эмоции, в этом есть и плюсы. В отличие от мыслящего человека, целевая аудитория легко и радостно меняет свою лояльность и переходит к тем, кто лучше стимулирует центры удовольствия, пестуя чувство исключительности потенциального потребителя. И эту возможность необходимо использовать.
«Мягкая сила»
Сила, конечно, в правде. Это прекрасная идея, и я верю, что она победит. Но вот «мягкая сила» — в «постправде». И сейчас это стало совершенно очевидно. Равно как и то, что в этой сфере мы сильно проигрываем.
Факты - вещь упрямая, но только для тех, кто в состоянии их проанализировать.
Для целевой аудитории гораздо важнее интерпретация. Чья-то, уже готовая и упакованная, как еда с доставкой. И неважно, из фастфуда или из модного ресторана. Важно, чтобы было вкусно и съесть можно было сразу, без утомительных манипуляций у плиты.
И наши «партнеры» прекрасно с этой задачей справляются, используя все возможные каналы доставки. На Украине они работают очень давно и очень эффективно.
Меня еще в 2014-м восхитило, как быстро там развернули все силы и средства информационной войны, и как четко они сработали. Взять хотя бы всем известный пример старой как мир, но очень действенной психотехники. Кто не скачет, тот кто?.. И все поскакали. Вошли в резонанс. И вот уже сотни, тысячи людей утратили индивидуальность, превратились в толпу. В тех самых леммингов, которых можно гнать к любому обрыву, даже не прилагая усилий. Потому что кто не бежит к обрыву, тот кто?.. Правильно.
Вернемся в Россию в 2022-й. Тут речевка пока не такая агрессивная. Даже наоборот: «Нет войне!» — это же так правильно и гуманно, это прямо в нашем культурном коде заложено. Поэтому и работает.
А дальше все по схеме: резонанс, утрата самоидентичности и критического мышления, готовность к любым, даже самым опасным или табуированным действиям, неконтролируемая агрессия…
И вот уже нормальные вроде бы люди публично желают поражения своей родной стране и вешают на грудь таблички «мне стыдно, что я русский», а вполне благополучная женщина бросает в полицейского бутылку с зажигательной смесью. «Нет войне»? Точно?
Все другие технологии и каналы доставки сигнала здесь тоже работают. Ну может, не все. Телевизор практически под контролем, но к качеству есть вопросы. И дело не только в держимордовском стиле работы контролеров. Профессионализм исполнителей тоже не восхищает.
Но главный вопрос - зачем? Кого вы убеждаете в правильности «линии партии и правительства» по крупнейшим федеральным каналам? Их аудитория и так лояльна. Другое дело, что больше ни на какую аудиторию подобный формат не сработает. Скорее, наоборот. Но тогда повторю вопрос: зачем он вообще нужен?
Зайдите в соцсети, посмотрите, как надо. Вся лента забита отлично упакованным информационным фастфудом от наших «партнеров». Разнообразным, на любой вкус: видосики, мемчики - все свеженькое, с пылу с жару. Буковки почитать хотите? Пожалуйста! Вот вам посты модных блогеров. Те самые, которыми они премиум-пакет потребительского счастья оплатили.
И наши дети (особенно — дети!) с удовольствием эту отраву потребляют. Потому что все коротко, красочно, понятно и без занудства. Вкусно потому что. Четко попадает в то самое годами сформированное клиповое мышление.
А в качестве альтернативы им предлагают только черствую краюху «дарницкого» с привкусом нафталина — скучные «говорящие головы», дубовый агитпроп в брежневском стиле и нудные лонгриды.
Вот тут идет настоящая война, которую мы пока проигрываем. Уже много лет, кстати. А должны победить, потому что это — битва за будущее. И победа именно в ней все решает.