Александр Точенов: У ОП РФ должны быть квоты при формировании региональных палат
В Общественной палате РФ прошло пленарное заседание. Главной темой обсуждения стал проект ежегодного Доклада о состоянии гражданского общества в России. Основное внимание в документе уделено роли гражданского общества в реализации приоритетных национальных проектов. В подготовку Доклада были активно вовлечены региональные общественные палаты и представители некоммерческого сектора; инициативы и предложения, вошедшие в Доклад, обсуждались в ходе дискуссий на восьми форумах активных граждан «Сообщество» в федеральных округах и итоговом форуме в Москве 2–3 ноября 2018 года.
Выступая с приветственным словом, секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев напомнил, что в течение нескольких месяцев палата разрабатывала поправки в Закон об Общественных палатах в субъектах Российской Федерации. О сути поправок рассказал заместитель секретаря ОП РФ, президент Центра ПРИСП Александр Точенов.
Также на сайте Prisp.ru опубликованы выступления с пленарного заседания Андрея Максимова и Александра Малькевича.
Говоря об общественных палатах субъектов федерации, приведу несколько сюжетов. По национальным программам – помимо 12 программ, которые закреплены Майским указом, есть распоряжение Президента РФ к Правительству о разработке национальной программы развития Дальнего Востока, в котором четко дано указание правительству разрабатывать ее совместно с общественностью и бизнес-сообществом. И с этой целью с общественными палатами Дальневосточного региона был образован Совет по разработке, реализации и контролю. Главной целью является участие в разработке – того, что нужно людям, а не только государству и чиновникам с бухгалтерским подходом, что нужно самим людям...
Решением Cовета нашей палаты мне поручено координировать эту работу совместно с Общественным советом. Попробуем. Пока чиновники неактивно идут на взаимодействие. Единственно, хорошо работают в Республике Саха (Якутия) – они сами начали инициировать процесс, и даже уже была онлайн-конференция у нас с Дальним Востоком...
11 декабря мы проведем совещание с председателями общественных советов при федеральных органах исполнительной власти - тех, кто заинтересован в разработке этой программы. Не только министерства развития Дальнего Востока, но и других заинтересованных сторон. Эта работа движется, идет.
Теперь – относительно закона (об общественных палатах - прим.ред.). Мы начали обсуждать его более конкретно год назад в рамках итогового форума «Сообщество» на Совете Общественной палаты России. В течение года шла работа, и в 2018 году на Общественном совете палат России мы рассмотрели проект, который подготовили наши юристы во главе с Лидией Юрьевной Михеевой, заместителем секретаря Общественной палаты РФ. Обсуждения закона продолжаются, есть вопросы спорные, не до конца решенные.
Общественные палаты в регионах разные: у кого-то больше бюджет, у кого-то меньше, аппарат у кого-то большой работает, а у кого-то один человек. У кого-то хорошее финансирование, богатый регион, а кто-то копейки считает, не может к нам сюда в командировку приехать из ближайших регионов. Все есть, страна большая, регионы разные.
В ФЗ №183, который регламентирует порядок работы и формирование общественных палат в субъектах Федерации, написано – можно как структурные подразделения администрации создавать (аппарат), а может быть и казенное учреждение. У кого-то такой вариант лучше работает, а у кого-то – другой. Поэтому сложно прийти к единому знаменателю.
Все вы знаете текущий порядок формирования палат. Первый этап - это губернатор из федеральных общественных организаций, второй – представители законодательного органа из региональных организаций, а третий этап – уже из местных, муниципальных общественных организаций. Но не во всех субъектах есть нужное количество муниципальных общественных организаций. Условно говоря, нужно 15 человек, а есть всего 10 организаций. Есть такие дыры в этом законе. Поэтому нами предлагается несколько новелл к обсуждению.
Мы предлагаем к порядку формирования региональных палат подключить федеральную Палату, чтобы ОП РФ имела свою квоту при формировании региональных палат. И чтобы губернатор мог назначать (членов региональной общественной палаты - прим.ред) не только из числа общественных организаций, а как сейчас президент (назначает треть членов ОП РФ - прим.ред.). Да, с ограничениями. При этом четко должно быть прописано, что должны быть представлены профсоюзы и другие общественные организации. Дайте эту возможность губернатору. Вы же все прекрасно знаете, что главы регионов проводят в палаты нужных людей через все эти общественные организации. Зачем мы делаем такую кривую схему? Давайте ее изменим и дадим такое право губернаторам. Но эта схема должна быть уравновешена, так как есть опасность, что главы регионов все-таки будут абсолютно лояльны к себе. Поэтому и предлагается, чтобы федеральная палата также участвовала в формировании региональных палат и имела свою квоту.
Но все это пока находится в стадии дискуссии, в том числе и вопросы финансирования. Раньше обсуждалось, что 5% финансирования предоставляется либо законодательным органом, либо предусматривается содержание со стороны администрации. Но люди должны четко знать, что есть гарантированная сумма и условные «100 рублей» на палату обязательно выделят. Что в бюджет это заложено. А пока в законе этого нет, могут ведь и не выделить.
И для принятия всех этих поправок необходимо внести изменения в ФЗ 32 «Об Общественной палате Российской Федерации» и 183 «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации».