Объявлены результаты премии "Гамбургский счет"
Комитет по политтехнологиям РАСО объявил результаты премии "Гамбургский счет 2016". Премия вручается впервые, включает в себя российские и зарубежные номинации. Приводим списки победителей и номинантов, а также комментарии членов жюри, включенные в итоговую презентацию, выпущенную оргкомитетом.
Напомним, ранее были объявлены результаты ежегодной премии РАПК "Выбор", в одной из номинаций победил проект "Тактика Фетисова", реализованный специалистами Центра ПРИСП (кампания Вячеслава Фетисова на выборах в ГД по Подольскому одномандатному избирательному округу №124).
Политик года
Победитель: Владимир Путин. За определение политической повестки в России и за ее пределами.
Включался в шорт-лист: Владимир Жириновский. За уникальное политическое долголетие.
Лучшая партийная кампания по выборам в Государственную Думу РФ
Победитель: ЛДПР, за самую яркую и креативную избирательную кампанию.
Включалась в шорт-лист: "Единая Россия", за получение конституционного большинства в Госдуме.
Аббас Галлямов, политолог:
– Кампания ЛДПР оказалась более понятной, чем кампании других оппозиционных партий. Она была лучше других сфокусирована. Не растекаясь мыслью по древу, либерал-демократы эксплуатировали две вещи: тягу народа к простым решениям ("отменить ЕГЭ", "запретить коллекторов") и личный образ Жириновского как провидца, который давно все предсказал. Последнее помогло Жириновскому решить важнейшую содержательную проблему кампании – позиционирование по отношению к властям. Получилось это только у ЕР ("мы – партия Путина"), ПАРНАС ("мы против Путина") и ЛДПР ("Путин делает то, что предлагает Жириновский"). Все остальные так и не смогли вписаться в сложную конфигурацию, когда на падающие социальные настроения и растущий пессимизм наложился сверхвысокий рейтинг Путина. Варианты "мы – за Путина, но против правительства / коррупционеров / бюрократов и т.д." были не более убедительны, чем пресловутая формула "мы за все хорошее и против всего плохого". Как можно быть за Путина и против правительства, когда каждый день по телевизору избиратель видит президента дающим поручения министрам и министров, за ним внимательно записывающих? А если ты против взяточников, то чем ты лучше Путина, который тоже против взяточников? В общем, в основе успеха ЛДПР лежит правильный месседж, который соответствовал конфигурации кампании и настроениям своей целевой аудитории.
Лучшая кампания провластного кандидата на выборах в Государственную Думу РФ
Победители (равное количество голосов членов жюри):
Алексей Балыбердин (Нижнетагильский одномандатный избирательный округ № 171), за победу над популярным в регионе политиком, действующим депутатом от партии "Справедливая Россия" Александром Бурковым;
Дмитрий Морозов (Черемушкинский одномандатный избирательный округ №209), за победу кандидата от партии "Единая Россия" в одном из самых оппозиционных округов Москвы.
Включались в шорт-лист:
Виктор Карамышев (Сеймский одномандатный избирательный округ №110), за победу над тяжеловесом курской политики – экс-губернатором Александром Руцким;
Геннадий Онищенко (Тушинский одномандатный избирательный округ №206), за победу над оппозиционным кандидатом с максимальным фандрайзингом в Москве, депутатом Госдумы Дмитрием Гудковым;
Игорь Сухарев (Бугурусланский одномандатный избирательный округ №143), за техничную кампанию и уверенную победу над главным оппозиционером региона депутатом Госдумы от ЛДПР Сергеем Катасоновым.
Эдуард Коридоров, политтехнолог:
– Нижнетагильский округ прославился ещё на старте выборов. Он был одним из немногих, где ЕР со скандалом отменила итоги праймериз: фаворит, начальник местной полиции, был уличён в использовании адмресурса. Сложилось чёткое ощущение, что ЕР без боя отдаст округ оппонентам. Оно окрепло, когда в округе появился эсер Александр Бурков, опытный боец, блестяще организовавший не одну партийную кампанию. Молодой никому не известный профсоюзный деятель Уралвагонзавода Алексей Балыбердин, которого отрядила в конце концов ЕР, всерьёз воспринимался мало кем. Бурков, начав нижнетагильский поход, недооценил тех, кто стоял за Балыбердиным – харизматичного тагильского мэра Сергея Носова, который показательно возглавил местную ячейку ЕР, и главу администрации губернатора Свердловской области Владимира Тунгусова, соединяющего пресловутый админресурс с богатым политическим опытом. Вместо странного и слабого визави Бурков неожиданно получил всю мощь ЕР, какую только можно было собрать в Нижнем Тагиле: Балыбердин встал в один ряд и с мэром, и с кандидатами в ЗС, весьма популярными в городе. К финишу кампании Бурков пришёл с жалобами на то, что его не пускают в СМИ и на билборды, и с расколом в городском отделении СР, лидеры которого выступили в поддержку команды Носова (читай ЕР). Слагаемые победы Балыбердина – умелая полевая и медийная кампания, синхронизация кампаний ЕР в Госдуму и ЗС, мощная поддержка ЛОМов, мобилизация сторонников в день голосования. Оппонент не смог этому противопоставить почти ничего. Победа единоросса была сокрушительной.
Игорь Бунин, политолог:
– Черемушкинский округ был самым потенциально протестным из всех, представленных в данной номинации. Из основных технологических подходов, которые стали залогом успеха, можно отметить, во-первых, сильную полевую кампанию – было проведено почти 300 личных встреч кандидата. Во-вторых, команда технологов стремилась нестандартно подойти к формам агитационной работы, чтобы в условиях пониженного интереса избирателей к выборам и летнего отдыха привлечь избирателей к агитационной кампании. И, наконец, в-третьих, кампания была выдержана в юридической безупречности и уважительном отношении к конкурентам. В результате удалось выиграть во всех районах округа, включая самый оппозиционный район Москвы – Гагаринский, а также стать "электоральным паровозом" для партии, которая получила в этом округе более 30%.
Лучшая кампания оппозиционного кандидата в Госдуму
Победители (равное количество голосов членов жюри):
Денис Парфенов (Медведковский одномандатный избирательный округ №200), победил фаворита гонки Олега Митволя (от "Российской экологической партии "Зеленые") после снятия кандидата от партии "Единая Россия", отрыв составил 3,2%;
Алексей Куринный (Ульяновский одномандатный избирательный округ №187), отрыв от кандидата от "Единой России" – 0,3%.
Включались в шорт-лист:
Сергей Казанков (Марийский одномандатный избирательный округ №22), отрыв от кандидата ЕР – 9,1%;
Михаил Щапов (Иркутский одномандатный избирательный округ №93), отрыв от кандидата ЕР – 4,1%.
Илья Паймушкин, политический консультант:
– Алексей Куринный основной повесткой своей предвыборной кампании сделал освещение социально-экономической проблематики, выявление и опубличивание фактов коррупции, бездействия, неэффективных решений действующей исполнительной власти региона. Так как он выдвигался одновременно и в губернаторы Ульяновской области, то критике подвергался и губернатор региона Сергей Морозов, от работы которого у части жителей региона существует некоторая усталость. Не случайно, что основными голосующими за Куринного избирателями стали жители крупных городов области, Ульяновска и Димитровграда, где Морозов начинал свою политическую карьеру в качестве мэра этого города. Кандидат от КПРФ сделал упор на встречах с жителями во дворах, с коллективами предприятий, иногда даже на проходных заводов (например, на ДААЗе в Димитровграде). Куринный поднимал тему ЖКХ, социального обеспечения, здравоохранения, трудоустройства, то есть те темы, по которым слабо работала региональная власть и в которых годами не решались проблемы. Особым фактором по усилению Алексея Куринного стало противодействие его выступлениям, встречам со стороны власти региона. Делались попытки срывать встречи, прокалывались колеса у автомобилей кандидата и его команды, выпускался "черный" агитматериал. Все свои встречи, атаки оппонентов кандидат выкладывал в социальные сети, что тут же становилось достоянием общественности и вызывало эмоции у жителей. Актуальность повестки, которую он озвучивал, подтвердили и результаты голосования. Городское население отдало кандидату большее количество голосов.
Лучшая губернаторская кампания
Победитель: Алексей Дюмин (Тульская область), за эталонную кампанию "нового лица".
Включались в шорт-лист:
Сергей Морозов (Ульяновская область), за победу в наиболее конкурентной губернаторской кампании 2016 года (наименьший разрыв между кандидатами по результатам – 28,9%);
Наталья Жданова (Забайкальский край), за победу над сильным кандидатом от КПРФ Николаем Мерзликиным;
Сергей Гапликов (Республика Коми), за победу в условиях подрыва репутации региональной власти после серии арестов.
Илья Паймушкин, политический консультант:
– Предвыборная кампания Алексея Дюмина отличается тем, что основной упор был сделан на продолжение линии предыдущего губернатора, не было резких перестановок в структурах правительства, на муниципальном уровне, но был предложен проектный метод развития региона. Удалось консолидировать элиты региона в рамках подготовки программы социально-экономического развития Тульской области, учесть стратегии развития реального сектора: производственников, сельхоз производителей, бизнеса. Алексей Дюмин активно проводил встречи с общественностью в районах области, проверял исполнение обращений граждан, совершал незапланированные заезды по ним. Предвыборный штаб был активен в соцсетях, реагирование на сигналы с мест. Агитация была экологичной, не было много рекламных предвыборных листовок, плакатов и другой наружной рекламы. Ему удалось преодолеть фактор популярности прежнего губернатора конкретными действиями (как, например, строительство Суворовского училища за три месяца или решение цыганской проблемы) и завоевать симпатии как городского населения, так и жителей сельских районов.
Лучшая кампания "партии власти" на выборах в Законодательное Собрание региона
Победитель: "Единая Россия", Кировская область. За кампанию в сложных условиях ареста первого лица региона.
Включалась в шорт-лист: "Единая Россия", Оренбургская область. За техничную сшивку кампаний разных уровней.
Лучшая кампания оппозиционной партии на выборах в Законодательное Собрание региона
Победитель: "Родина", Тамбовская область, за основной региональный успех "Родины" в 2016 году (8,82%).
Включались в шорт-лист:
"Яблоко", Санкт-Петербург (9,8%). За высокий результат в условиях сильной нишевой конкуренции;
Партия Роста, Санкт-Петербург (10,72%). За максимальный результат Партии Роста на выборах ЗС в 2016 году
Приз "Сапожник в сапогах" – для политконсультантов, реализовавшихся в политике
Победитель: Сергей Толмачев, депутат Законодательного собрания Красноярского края, избран по одномандатному округу в конкурентной борьбе.
Включались в шорт-лист:
Алексей Ломов, депутат Законодательного собрания Ленинградской области, избран по списку "Единой России" (группа была "привязана" к одномандатному округу);
Рифат Шайхутдинов, избран в Госдуму по Нефтекамскому одномандатному избирательному округу №6.
Специальный приз за лучшую кампанию оппозиционного кандидата в губернаторы в 2012-2016 годах
Победитель: губернатор Иркутской области Сергей Левченко, за первую после возврата губернаторских выборов победу оппозиционного кандидата.
Евгений Минченко, президент коммуникационного холдинга "Минченко консалтинг":
– Основные технологические приемы Левченко – использование внутриэлитного раскола и создание широкой коалиции против действующего губернатора, протестная кампания с доминирующей темой коррупции, программа встреч с избирателями и массовой раздачи бесплатных газет с использованием для авторитетности перепечаток из федеральных СМИ. Также кандидат активно использовал случаи применения административного ресурса как информационные поводы.
Антипремия "Провал года" за худшее технологическое решение кампании
Победитель: партия Роста, за провал самого потенциально выигрышного либерального проекта из-за непрофессиональной кампании.
Включались в шорт-лист:
Яблоко, за потерю государственного финансирования вследствие рекордно слабого результата;
ПАРНАС, За провальную организацию праймериз и проигрыш в столицах из-за технологически безграмотной кампании.
Зарубежный политик года
Победитель: Дональд Трамп, за самую неожиданную победу на выборах.
Включался в шорт-лист: Найджел Фарадж, За создание повестки дня, повлиявшей на итоги голосования в трех странах (Нидерланды, Великобритания, США).
Глеб Кузнецов, политолог:
– Трампофилия, охватившая прежде всего экспертные круги, выглядит неоправданной. Трамп провел отличную избирательную кампанию. Но ничем не выдающуюся. Отыграл обязательную программу на хорошем художественном уровне. Его тяга к шоу, любовь к публичным выступлениям логично сместила акцент кампании к "корням" политтехнологий – на землю, к встречам с избирателями. Но главный источник его успеха – это кампания демократов. Ключевые ее ошибки (если уйти от самой главной – выбора кандидатуры) – это невнимание к избирателям как таковым. Медийное доминирование, реализованное не через позитивные сообщения, а через стигматизацию оппонента в лояльной среде, которая на самом деле не нуждается в агитации "против"; неверные выводы из объективных данных соцопросов, когда разрыв в пределах статподдержки принимался за гарантию победы; опора на электоральную историю, когда "привычка побеждать" демократов в данном штате воспринималась как гарантия победы; отсутствие внимания к целым социальным группам за счет повышенного интереса к другим – значительно менее массовым. Перечислять можно долго. Собственно, кейс Хиллари Клинтон показывает: выборы не выигрываются "с воздуха", стратегическим PR и медийным доминированием. Выборы – это борьба на земле. Борьба за каждый дом, а не политическая работа "в целом". Поэтому те политики, которые просят сегодня "Сделайте мне, как Трампу" должны ответить себе на один простой вопрос: "А вы уверены, что вам противостоит Хиллари?". Иначе не сработает.
Лучшая зарубежная избирательная кампания
Победитель: Дональд Трамп, за яркую кампанию с неожиданными технологическими решениями в условиях ресурсного превосходства оппонента.
Включались в шорт-лист:
Берни Сандерс, кандидат на праймериз Демократической партии в США, за создание массового энтузиазма и реабилитацию идей социализма в США;
Вирджиния Раджи, кандидат в мэры Рима ("Движение Пять звезд"), за креативные решения;
Игорь Додон, кандидат в президенты Молдавии от Социалистической партии, за победу в условиях противодействия административному ресурсу;
Парламентская кампания Podemos в Испании, за сохранение представительства в парламенте после досрочных выборов.
Владимир Корнилов, политолог:
– Дональд Трамп стал главной сенсацией 2016 года. Как только ни высмеивали его СМИ, мейнстримовые политики, всевозможные "говорящие головы" и "селебритис". Помнится, газета The Times сначала написала, что у Трампа нет никаких шансов выиграть праймериз Республиканской партии. Когда он выиграл, газета признала свою ошибку, но затем поспешила "успокоить" публику: мол, не переживайте, уж на выигрыш президентской кампании у Трампа нет совсем никаких, даже теоретических, шансов. Сейчас многие пытаются понять причину парадоксальной, на первой взгляд, победы человека, бросившегося вызов мощнейшей, но при этом закостенелой политической системе США, вызов практически всем основным мейнстримовым течениям и СМИ. А в этом вызове – и есть объяснение причин. Такие люди, как "отец Брексита" Найджел Фарадж, как француженка Ле Пен, как итальянец Беппе Грилло, как Дональд Трамп, четко уловили тренд "анти-истеблишмента" на Западе. Уловили, развили и воспользовались им сполна.
Лучшая зарубежная референдумная кампания
Победитель: кампания Leave на референдуме по вопросу выхода из ЕС в Великобритании.
Включались в шорт-лист:
Кампании по легализации марихуаны в отдельных штатах США. В 8 из 9 случаев, кроме Аризоны, кампании были выиграны;
Референдум о соглашении Украина–ЕС в Нидерландах (инициатор – движение GeenPeil).
Специальная номинация: СМИ, повлиявшее на политическую ситуацию в мире и конкретных странах
Победитель: Breitbart.com, за вклад в победу Д. Трампа.
Включались в шорт-лист:
Russia Today, за продвижение альтернативной политической повестки;
The Sun, за влияние на исход референдума в Великобритании.
Антипремия "Зарубежный провал года"
Победитель: Хиллари Клинтон, кандидат в президенты США
Включались в шорт-лист:
Кампания Remain на референдуме в Великобритании;
Конституционный референдум, инициированный Эво Моралесом в Боливии;
Конституционный референдум, инициированный Маттео Ренци в Италии;
Провал инициативы по введению безусловного дохода на референдуме в Швейцарии.
Руслан Модин, политический консультант:
– Хотелось бы отметить следующие тенденции, на мой взгляд, проявившиеся в обоих кампаниях Трампа и Клинтон. Это кризис микротаргетирования месседжа и вновь возрастающий запрос на целостность образа кандидата. Технологический штаб Клинтон слишком глубоко таргетировал свои сигналы – при таком рассеивании по аудиториям рушится целостность образа, общность восприятия программы. Например, когда черный американец, употребляющий марихуану и при этом абсолютно нетолерантный к ЛГБТ, получает сигнал о том, что права черных, легализация каннабиса и гей-браков суть элементы программы одного политика, у такого человека восприятие сигнала становится противоречивым. А избиратель не любит противоречивой картинки мира, поэтому он просто не придет голосовать. В то же время сигнал Трампа состоял из набора очень базовых тезисов, ничего лишнего. Есть короткий набор проблем, по которым у кандидата жесткая позиция. По этим позициям и таргетировался сигнал, широкими мазками. Про все остальное умалчивалось, и его избирателю не было нужды задумываться над тем, что не произнесено, не актуализировано. А значит, этого и не существовало. На этого избирателя была сделана ставка, и в итоге этот избиратель и пришел на выборы.
Иностранные эксперты, участвовавшие в работе жюри по зарубежным номинациям
Майкл Арно, Рэй МакНэлли, Ариэль Коэн (все – США), Алекс Андреев, Бен Вег-Проссер (оба – Великобритания), Пауло Моура (Бразилия), Жизель Перезблаз (Мексика), Симон Лафранс (Канада).