Топ недели от «Агитухи»: коты как политическое оружие
Telegram-канал «Агитуха» подготовил четвертый рейтинг лучших агитационно-пропагандистских материалов на выборах 2020 г. в России. В рамках голосования за лучший АПМ недели подписчики отдали предпочтение АПМ из Архангельска, Челябинска и Республики Коми.
26% участников опроса отдали свой голос партии «Зеленая Альтернатива», разместившей в Поморье новый баннер со знаменитыми котами Василия Ложкина. Первое место в рейтинге АПМ экопартии, вероятно, обеспечил широкий ассортимент образов «котиков». Среди пушистой «группы поддержки» кандидата Айман Тюкиной легко могут найти своего единомышленника одновременно и сторонники «сильной руки», и адепты социального государства, и граждане, ностальгирующие по СССР, и даже либертарианцы.
По мнению политолога, эксперта Центра ПРИСП Николая Пономарева, сочетание символики агрессии и заботы, наряду с гражданским посылом слогана, указывают на то, что «Зеленая Альтернатива» намерена эксплуатировать настроения масс, порожденные протестным кейсом Шиеса. В образ кандидата пытаются включить одновременно стремление к защите особо опекаемых обществом слоев населения и готовность агрессивно отстаивать интересы граждан. Фигура кандидата не размещена просто на свободном поле – у нее наличествует (пусть и символическое) социальное окружение. В то же время она находится на краю композиции фигур. Все это позволяет наблюдателю выстроить ассоциативный ряд с такими понятиями, как «коллективизм» и «демократизм». В целом кандидат предстает в роли персонажа, который готов «спасать» Архангельск «вместе с народом и в его интересах».
По мнению политолога Валерия Прохорова, вторая победа котов «Зелёной альтернативы» обусловлена исключительно тем, что она предлагает АПМ нескучный, задорный и нетипичный. Другие АПМ делаются по неизвестно кем придуманным «каноническим» правилам и поэтому мало отличаются друг от друга, за редким исключением не запоминаются избирателями и далеко не всегда нравятся даже самим кандидатам. Здесь – всё по-другому.
22% подписчиков поддержали креатив челябинских единоросов, решивших познакомить своих избирателей с последними достижениями абстракционизма в живописи.
Как считает Николай Пономарев, столь нестандартный подход к оформлению АПМ может объясняться стремлением «партии власти» преодолеть у электората эффект «замыленного глаза», привыкшего к традиционным агитматериалам и зачастую перестающего их различать.
Валерий Прохоров увидел в вице-чемпионстве баннера ЕР признаки запроса на партийный ребрендинг. Смещение акцента от «строгости» (стабильности) к лёгкому эпатажу, по замыслу авторов креатива, должно послужить ответом на запрос новизны и свежести. «В данном случае это удалось сделать, и я проголосовал за «Единую Россию», - отметил эксперт.
12% участников опроса по достоинству оценили творчество технологов партии «Родина», работающих на выборах в Коми.
Согласно оценке Николая Пономарева, им удалось выработать универсальное модульное решение для оформления АПМ. Для того чтобы «запустить баннер в тираж» на территории прочих регионов, достаточно сменить лишь название субъекта федерации и фоновое изображение локальной достопримечательности, превратившейся в символ территории.
Валерий Прохоров высказал мнение, что подобные «локализации» АПМ «Родины» – это попытка уйти от державности в регионализм и пощупать незаезженную пока что тему «малой родины» как части большой страны. Видимо, в занимаемой партией в прежние времена нише стало тесно с появлением проекта Захара Прилепина, и «Родина» решила сменить вектор с общефедерального на региональный.